Сибирский центр современного искусства официально еще не открылся, но первое мероприятие уже прошло — причем в Париже. В галерее In Situ Fabienne Leclerc хорошо известный арт-тандем «Синие носы» в составе Мизина и Шабурова к 100-летию дягилевских «Русских сезонов» устроил выставку Blue noses a la russe, обыгрывающую все расхожие представления европейцев о России. Выставка проходит в рамках обширной культурной программы Года Франция–Россия, в дни больших парижских гастролей новосибирского балета.
Показать современное сибирское искусство в Париже как раз в те дни, когда там выступает новосибирский балет, — идея Анны Терешковой. Из такой балетной «привязки» и родилась концепция выставки. Все главные мифы о России, если разобраться, придуманы именно французами: и русские красавицы, и русская угроза, и загадочная русская душа, и великая русская литература, и много чего другого. А предприимчивый Сергей Дягилев специально для французов придумал русский балет и русский авангард. Мифы эти живы до сих пор, и потому «Синие носы» предъявили эти штампы и стереотипы европейцам — но уже в утрированном виде: пышнотелые обнаженные русские красавицы в кокошниках вперемешку с черными квадратами Малевича, бородатыми мужиками, спутниками и крестами. Получилось очень неглупо и весело. Во всяком случае у гостей, пришедших в галерею на торжественное открытие выставки, сложилось именно такое впечатление. Среди гостей выставки были новосибирские бизнесмены, парижские коллекционеры и галеристы, арт-критики. Открытие посетил и Жан-Юбер Мартен, один из самых авторитетных персонажей в мире искусства (бывший директор Центра Помпиду и куратор прошлогодней Третьей Московской биеннале), что само по себе говорит об успехе первого проекта Сибирского центра современного искусства.