Премьеры февраля

Национальное достояние Англии

Автобиографию Стивена Фрая «Моав — умывальная чаша моя» выпустило, наконец, издательство «Фантом-пресс», специализирующееся на литературном творчестве этого «национального достояния Британии» (именно такой неофициальный титул носит Фрай). Как актер и шоумен в России Фрай известен по роли Дживса в сериале по прозе Вудхауса и недавно вышедшему на DVD «Шоу Фрая и Лори», как писатель — романами «Гиппопотам», «Лжец», «Теннисные мячики небес». Автобиография — подарок и для тех, кто ценит Фрая-лицедея, и для тех, кому по душе его проза. «Моав» — прекрасный образец прозы о детстве, отрочестве и юности, искренней, трогательной, лукавой и смешной. Книга Фрая стопроцентно английская — мир частных закрытых школ, очерки нравов самых разных слоев английского общества, беглые, но точные портреты его представителей, небанальные рассуждения о культуре и даже политике. И разумеется, сам герой-повествователь — начиная с семи лет, со всеми его комплексами, сексуальной ориентацией и неисправимой привычкой лгать. Не то чтобы по прочтении книги будет понятно, откуда берутся в Англии такие разносторонние таланты, как автор, но сам Фрай станет еще ближе и симпатичнее.

Про «Бутыли» и людей

В Художественном музее до середины февраля открыта большая, занимающая три этажа выставка Михаила Шемякина «Возвращение в Сибирь. 40 лет спустя», представляющая работы последних лет.

Центральная часть сегодняшней экспозиции — две серии картин, «Коконы» и «Бутыли». Работы выполнены с редкой технической изощренностью: рельефные, в трещинах, с полной передачей фактуры — рука так и тянется потрогать. Но интереснее всего работы, связанные с балетом: эскизы костюмов, фигуры персонажей с крысиными носами — как раз та самая гофманиана, на которой Шемякин собаку съел. Рисунки тушью, как он сам характеризует их, «в стиле дзен» любопытны тем, что в них художник балансирует на грани фигуративности и абстракции. Он сам рассказывал у одной из своих работ, что может часами наблюдать на своем умывальнике капли воды и образующиеся водяные узоры, чтобы сделать из этих капель и узоров каких-то персонажей. Достойное дзенское занятие.

Мрачная история про чемодан

В российский прокат 7 февраля выходит новый фильм братьев Джоэла и Итона Коэнов «Старикам здесь не место». Фильм уже успел получить множество наград и премий в Америке, а по числу номинаций на «Оскар» опережает всех конкурентов. Ценители творчества братьев Коэнов ждали этой ленты несколько лет, пока режиссеры снимали для Голливуда типичный коммерческий продукт вроде «Невыносимой жестокости». Братья вернулись в серьезное кино с мрачной пессимистичной историей о человеке, оказавшемся не в том месте не в то время. Действие драмы отнесено в 1980 год, герой фильма — молодой ветеран вьетнамской войны, охотящийся в техасских прериях на оленей, — натыкается на гору трупов, грузовик наркотиков и чемодан денег. Весь фильм он пытается с этими деньгами убежать, а его ищут маньяк-убийца и шериф.
История про чемодан денег для кино архетипична, но Коэны рассказали ее языком серьезного кинематографа. Убийцу, воплощающего само зло, блестяще играет Хавьер Бардем, а усталого шерифа, не понимающего, куда катится мир, — Томми Ли.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ