Кино как зеркало души

Еще каких-то сто лет назад домашней библиотеке отводилось главное место в интерьере, а ее состав говорил о вкусе и уровне духовного развития хозяев. В XXI веке по сути ничего не изменилось: людям все так же необходимы пища для ума, повод для размышлений и предмет дискуссий в дружеском кругу. Но в современном мире все, даже искусство, должно быть максимально мобильным и концентрированным. Музыку слушают в mp3-плеерах чаще, чем в концертных залах, а с классическими литературными сюжетами знакомятся в кинозалах, а не по книгам. Социологи считают, что домашняя коллекция фильмов может рассказать о человеке многое. С этим мнением согласны и топ-менеджеры новосибирских компаний, которые рассказали нам о своих видеотеках.

Чтобы собрать действительно уникальную и интересную домашнюю коллекцию фильмов, требуется время. Поэтому, рассказывая о своих домашних фильмотеках, бизнесмены — люди, у которых время всегда в дефиците, — сразу же признаются в непрофессиональности своей коллекции.

«Нужно быть настоящим коллекционером, чтобы уделять столько времени своей видеотеке, — считает президент компании «Высокий уровень» Сергей Доброневский. — Я не могу сказать, что моя фильмотека — это коллекция в полном смысле этого слова, что я ее выстраиваю, каждый день протираю корешки кассет и дисков, — нет. Я люблю кино, но не настолько фанатично».

Собирая фильмы, каждый руководствуется определенными критериями, так или иначе, выстраивая собственную систему отбора. Кто-то собирает работы культовых режиссеров, кто-то приобретает фильмы с участием любимых актеров, а кого-то привлекает определенная тематика. Например, в коллекции генерального директора новосибирского филиала компании «Синема Парк» Павла Даньшина более 50 научно-популярных фильмов BBC, рассказывающих о мире животных и явлениях природы: «DVD-диски я начал собирать лет пять назад, когда записи с качественным звуком и изображением стали доступны каждому. Сейчас коллекция пополняется в основном благодаря моей дочери, для которой нет лучшего подарка, чем пара отличных фильмов».

Бренд-менеджер магазина Hugo Boss Алена Кириллова относится к своей домашней коллекции фильмов очень серьезно и утверждает, что каждый экземпляр попал туда не случайно. «Коллекция — это не механическое собирание всего, что издано. Каждый ее элемент должен быть штучным, — считает Алена. — Кстати, мы с мужем практически не покупаем DVD-диски случайно, между делом. Вариант «зашел в супермаркет за едой, мимоходом взял со стенда диск» — точно не наш. Мы за кинопродуктом всегда отправляемся целенаправленно. А всеядность быстро превратит коллекцию просто в скопище дисков».

Исследователи компаний, выпускающих DVD, считают, что основной мотив, которым руководствуются люди, покупая тот или иной фильм, – это желание посмотреть его еще раз (например, после просмотра в кинотеатре). Однако многие из читателей «СС» с этим мнением не согласны.

«Любимый фильм и «настольный» фильм — это, по-моему, не одно и то же, — считает Алена Кириллова. — Наверное, у меня вообще нет «настольных» фильмов, просмотр которых был бы регулярным ритуалом. Я к любимым картинам возвращаюсь после долгих пауз. Нужно успеть соскучиться по фильму, иначе восприятие будет затертым, каким-то будничным».

Сергей Доброневский также признается, что редко пересматривает даже самые любимые фильмы и довольно убедительно обосновывает свою точку зрения: «Фильмы, которые можно назвать шедеврами, прекрасно запоминаются, это одно из качеств хороших картин, так что часто их пересматривать нет смысла. Зато можно посмотреть любимый фильм с друзьями. Кстати, я считаю кино отличным подарком. Ведь, выбирая в качестве подарка фильм, человек хочет с кем-то поделиться своими переживаниями. При этом подразумевается либо совместный просмотр, либо обсуждение фильма. Это как приглашение к некой дискуссии. А если вы знаете, что человеку нравится какой-то актер, режиссер, то порадуете уже тем, что помните о его увлечениях, интересах».

Генеральный директор компании «Авангард Авто» Иван Деришев тоже признается, что просмотр фильма дома лучше совмещать с дружеской вечеринкой. «Как только я посмотрю фильм, сразу же про него забываю. Так что даже не смогу сказать, какие фильмы у меня есть дома. Я крайне редко смотрю один фильм дважды, если только в компании с кем-то, — рассказывает он. — Буквально вчера я заходил в прокат, увидел там «Апокалипсис» Мела Гибсона и понял, что надо его купить, потому что рано или поздно мне захочется его пересмотреть. Когда я смотрел его в кинотеатре, даже не заметил, как пролетели 2,5 часа».

Естественный отбор

«Первое, на что я обращаю внимание, выбирая фильм, — это тематика. Она должна быть такой, чтобы можно было представить многогранность человеческого восприятия. Как правило, это психологическое напряжение, взгляд на исторические периоды или события, — рассказывает директор департамента общего консалтинга и налогового планирования компании «АРКО-аудит» Марат Мальцев. — Несомненно, не в последнюю очередь привлекают имя режиссера и актерский состав».

А вот генеральный директор компании «Феррум» Дмитрий Фирсов, напротив, признался, что вообще не идентифицирует режиссеров и актеров, поскольку у него практически не остается времени на просмотр фильмов. «Для меня важен жанр фильма, если он совпадет с моим настроением, я с удовольствием посмотрю эту картину», — рассказывает он. Впрочем, господин Фирсов не единственный, кто оставляет без внимания имя режиссера. Иван Деришев основывает свой выбор на мнении друзей. «В основном я смотрю фильмы после того, как они прошли в кинотеатре, выслушиваю мнения и покупаю те, которые большинству моих друзей понравились. А на режиссерах свое внимание не акцентирую», — говорит он.

На мнение людей — правда, больших профессионалов, чем друзья, — ориентируется и Сергей Доброневский, доверяющий вкусу кинокритиков и жюри престижных кинопремий. «Я стараюсь смотреть, что за режиссер снял фильм, обращаю внимание на студию, которая его выпустила, — рассказывает он. — Но фильмов очень много, на все времени, конечно, не хватает, поэтому я просматриваю рецензии на фильмы в прессе. В большей мере доверяю вкусу обозревателя Лидии Масловой, часто прислушиваюсь к ее мнению. Неплохой критик и Андрей Плахов. Естественно, интересно, когда фильмы номинированы на какие-то престижные премии. Я стараюсь просматривать по мере возможности номинантов «Оскара» и «Золотого глобуса».

А вот Павел Даньшин привык делать выбор самостоятельно и не ограничивает себя строгими критериями. «Выбор фильма у меня обычно зависит от настроения, — рассказывает он. — Буквально через стенку от моего рабочего кабинета находится магазин DVD-дисков, я захожу туда очень часто, смотрю новинки и что-нибудь для себя выбираю. Вот вчера я купил «Смерш», фильм про период после Великой Отечественной войны, про ликвидацию бандформирований где-то на Украине».

Впрочем, каким бы избирательным ни был подход при составлении коллекции фильмов, рано или поздно она переполняется, и владельцу приходится сделать нелегкий выбор. Причем каждый разработал для себя собственный способ отделения «зерен от плевел». «В дизайне нашей квартиры не была прописана «безграничная» видеотека, — рассказывает Алена Кириллова. — Объем хранения достаточно компактный. С другой стороны, не хочется, чтобы диски «расползались» по всей квартире, создавая беспорядок. Потому мы коллекцию стараемся держать в рамках, удобных для быта».

А руководитель рекламной службы компании «Новолит» Татьяна Зиновьева считает, что незачем ждать, и сразу же избавляется от дисков с картинами, которые, по ее мнению, невозможно смотреть дважды.

Самые-самые

На удивление, относительно кинокартин вкусы топ-менеджеров Новосибирска во многом совпадают. Единственное, в чем наблюдается хоть какой-то разброс мнений, это жанры фильмов. Марат Мальцев, например, отдает предпочтение интеллектуальному кино. «Эти фильмы помогают задуматься о вечном и попытаться ответить для себя лично на неразрешимый универсальный вопрос: «Зачем я живу?», — поясняет свой выбор Марат. — Если найти хотя бы примерный ответ, появится цель, к которой стоит идти в жизни. Даже если знаешь, что не достигнешь ее, пытаться нужно обязательно, иначе можно смело менять вид на «человек одноклеточный». Татьяна Зиновьева, напротив, считает, что развлекательная функция кино не менее важна, чем просветительская, и из всех киножанров выбирает фантастику, мистику и фильмы ужасов. С ней согласен и Иван Деришев, который признается, что больше всего любит приключения. А Сергей Доброневский вообще отрицает принцип разделения фильмов по жанрам. «Один из последних фильмов, которые мне понравились, — «Вавилон». Я не могу определить его жанр, — поясняет он. — Герои путешествуют, так что отчасти есть элементы приключения, безусловно, там есть и элементы репортажа — этот фильм можно назвать как угодно! Сейчас модно выдумывать какие-то новые слова и определения, например, «фильм-притча», которые тоже ни о чем не говорят. На мой взгляд, жанры — это достаточно условно, по-хорошему, надо отходить от этого».

Павел Даньшин предпочитает отечественное кино советского периода, особенно отмечая картины с Евгением Леоновым: «Один из моих самых любимых фильмов — это «Кин-Дза-Дза». Нравится картина «Любовь и голуби». Время от времени пересматриваю «Вечный зов». Я считаю, что все это классика кино. Такой актерской игры, я думаю, мы уже никогда не увидим».

Дмитрий Фирсов также любит советское кино, особенно фильмы с Евгением Мироновым, а из современных актеров уважает Владимира Машкова. «Настоящие актеры, на мой взгляд, это те, кто играет близкие и интересные им роли, играет с душой, а не гонится исключительно за гонорарами, — убежден Дмитрий. — Мне кажется, один из таких актеров — Энтони Хопкинс. Все его роли, на мой взгляд, сыграны блестяще».

Но, пожалуй, самый нестандартный выбор сделал Марат Мальцев: его любимый фильм — «Убить дракона» Марка Захарова. «Главное достоинство этого фильма — то, что сценарий написан Гориным, я полагаю, что этот человек при жизни стал классиком. Он — гений, — твердо убежден Марат. — Каждое его слово, каждая фраза на вес золота. В нашей семье треть фраз в общении составляют горинские перлы. Вторая особенность фильма — это потрясающая игра актеров. И конечно, этот фильм дает пищу для ума, заставляет размышлять о благородстве, духовной красоте, подлости, тупости, хитрости или, если хотите, — просто о вечном, о том, что было, есть и будет всегда».

Абсолютный must have любой домашней видеотеки — это собрание классики советского периода. «Каждый обязательно должен посмотреть нашу отечественную классику. «12 стульев», «Золотого теленка», «Бриллиантовую руку», потому что это отражение нашей истории», — считает Иван Деришев. «Полагаю, совершенно необходимо смотреть, смотреть и еще раз смотреть «Они сражались за Родину», «В бой идут одни старики», «Калина красная», «Белые росы», — убеждает нас Марат Мальцев. — Это наша история, а без знания собственной истории, хотя бы по фильмам, любая нация остановится в духовном развитии и, как следствие, во всем остальном».

А безусловным хитом домашних коллекций стал «Остров» Лунгина. Этот фильм собрал максимальное количество восторженных откликов. «Я очень люблю этот фильм. Наверное, он в моей коллекции останется навсегда», — признается Алена Кириллова. «Остров» Лунгина — это абсолютный шедевр, — добавляет Сергей Доброневский. — Мне кажется, страна должна к нему возвращаться». «Я посмотрел «Остров» случайно, по телевизору. Весь фильм сидел как истукан, боялся вздохнуть и что-то пропустить. Потом несколько дней только и думал, что об этой картине, о ее содержании, вспоминал актеров. Их игра меня просто потрясла. Я видел именно их персонажи, забыв самих исполнителей, — делится Марат Мальцев. — Это фильм о совести, о том самом главном, о чем сейчас практически не помнят, хотя, по-моему, именно совесть, а не разум делает человека человеком. Мне кажется, в этом секрет успешности этой картины. И еще я понял, что этот фильм нужно смотреть как минимум раз десять, чтобы попытаться понять все, что хотел до нас донести автор».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ