Для тех, у кого есть ВСЕ

Где найти идеи и время для того, чтобы подарить близким, друзьям и партнерам интересные и не-обычные подарки на новогодние праздники? Причем такие, которые действительно придутся по сердцу, а не окажутся в шкафу в запыленной груде дорогих, но в общем-то бесполезных презентов. Эксперты советуют обратить внимание на подарочные карты и сертификаты. Дарить или не дарить?

К тому, можно ли сделать такой подарок обеспеченному человеку, все относятся по-разному. «Я не уверен, что это подарки премиум-сегмента, — говорит генеральный директор компании «Золотая Середина» Алексей Бородин. — Лично мне было бы неприятно получить подарок, который еще надо отоваривать. Обычно директора компаний — публика ленивая и занятая». «Сегодня состоятельных людей достаточно трудно удивить каким-нибудь особенным подарком или угодить им, подарив что-то по-настоящему достойное их искушенного вкуса. Подарочные карты крупного номинала могут стать свежей, модной альтернативой дорогим, но стандартным подаркам, преподносимым VIP-персонам», — не соглашается директор управления «Системы лояльности» ГК «ЦФТ» Анна Пашкевич.

По статистике интернет-магазина подарочных сертификатов DariPodarki.ru, основными покупателями сертификатов сегодня являются женщины (79%). Чаще всего они приобретают такие подарки для коллег и начальников (37%), подруг (28%) и друзей (10%). Близким родственникам сертификаты практически не дарятся (менее 10%).

Чаще всего сертификаты и прочие бонусные карты, по словам директора по маркетингу интернет-магазина подарочных сертификатов DariPodarki.ru Татьяны Свешниковой, преподносятся на дни рождения (81%). Далее следуют свадьбы (6%), юбилеи и корпоративные праздники (по 3% каждый), а также презенты в связи с рождением ребенка (2%). Менеджер по стратегическому маркетингу ООО «Торговый холдинг «Сибирский Гигант» Мария Бей добавляет, что VIP-клиенты охотно покупают карты или сертификаты в подарок близким или партнерам по бизнесу еще и на такие праздники, как Новый год, 8 марта, 23 февраля, День святого Валентина. Кроме того, хорошим тоном считается вру-чить руководителю компании-партнера, например, на его собственный день рождения или на день рождения компании подарочную карту своего предприятия. Разумеется, если в актуальности такого подарка вы уверены.

На все случаи жизни

Как отмечает Татьяна Свешникова, у подарочных карт и сертификатов есть целый ряд очень интересных достоинств. Во-первых, подарочный сертификат делает реальным презентом массаж, SPA-программу, ужин в ресторане. Во-вторых, карты позволяют избежать конфуза при выборе парфюма для не очень близкого человека — вы всегда можете предоставить ему свободу выбора. В-третьих, дарить сертификат легче, чем, например, холодильник или плиту, особенно на свадьбу. В-четвертых, сертификат в ряде случаев предпочтительнее, чем деньги. Например, перед 8 марта мужчин очень выручают сертификаты на ювелирные украшения. Мария Бей относит к достоинствам подарочных карт еще и возможность их многократного использования — если стоимость приобретаемого товара меньше номинала.

Кстати, подарочные карты могут помочь топ-менеджеру решить проблемы с подарками для коллектива. «Закупить подарки на весь отдел, всю компанию часто бывает непросто. Да и, честно говоря, все порядком устали от получения очередных майки или кепки с логотипом компании, — говорит Татьяна Свешникова. — Подарочные сертификаты в этом случае — идеальный ва-риант. Человеку не навязывается конкретный презент, поскольку он сам выбирает себе подарок по душе».

Моно или мульти

Выбор карт и сертификатов, представленных сегодня на рынке, достаточно разнообразен. Мультибрендовые чаще всего выпускаются компанией, имеющей несколько торговых марок (магазины одежды, сети ресторанов и т. д.), или самими интернет-магазинами; монобрендовые — компаниями всероссийского масштаба с широким товарным ассортиментом или наоборот — организациями, предоставляющими эксклюзивные услуги. Эксперты вновь расходятся в предпочтениях относительно моно- и мультипродуктов. «Как правило, подарочная карта — это проект одного бренда. Коалиционные карты подразумевают наличие слишком сложного технического функционала; к тому же в таких программах, наверное, нет особой необходимости. Подарочная карта задает определенные формат, направление подарка, его основную «тему», в рамках которой ее владелец выбирает себе нужное. С этой задачей монобрендовая карта справляется как нельзя лучше. Набор подарочных карт от разных брендов безгранично расширяет «праздничные горизонты», — говорит Анна Пашкевич.

Татьяна Свешникова, напротив, считает, что более удобны мультибрендовые карты, поскольку они априори должны иметь более разветвленную сеть обмена сертификатов на товары или услуги. «Однако говорить о преимуществах одних перед другими достаточно трудно, если не указать, о каких категориях идет речь. Например, монобрендовую карту сети магазинов бытовой техники «МИР» можно обменять на товар в большем количестве магазинов сети, чем некую мультибрендовую карту, действующую в 3–4 малоизвестных магазинах», — добавляет Свешникова.

Найти и обналичить

Сеть для покупки и обналичивания карт и сертификатов достаточно разнообразна как в реальном, так и в виртуальном мире. Например, в Агентстве особых поручений заявили, что их карты «Исполнение желаний» можно приобрести, находясь в любой точке мира. Для этого достаточно иметь под рукой Интернет и активировать карту на сайте (www.porucheno.ru), не выходя при этом из дома.
Однако в реальности большой список торгово-сервисных предприятий, готовых работать со своими клиентами по картам, пока есть только в Москве. В Новосибирске, по оценкам Алексея Бородина, сеть продаж подарочных карт «совершенно не развита, хотя культура приема в тех магазинах, где они все-таки есть, находится на хорошем уровне». «Безусловно, будут замешательства при приеме, так как пока это не массовый продукт, но серьезные проблемы возникнут вряд ли», — уверен Бородин.

«В Новосибирске подарочные карты продаются в 37 предприятиях торговли и услуг. Среди них — популярные магазины города: «Посуда Центр», «Книгомир», «Гигант», «Мегас», «Детский мир», «О-ля-ля», «Меломан», Baon-Desam, «Эрнест», «Аскания» и многие другие, — рассказывает Анна Пашкевич. — Что касается сегмента премиум, то здесь по предложению подарочных карт лидируют торговые сети Москвы. Например, на технологии ЦФТ работают подарочные карты магазинов под брендами Calvin Klein, Lady & Gentleman CITY, «Бриллиантовый салон», а также ресторана Vogue Cafe, входящего в ГК Аркадия Новикова».

Анна Пашкевич также отмечает, что сегодня у новосибирских компаний, ориентированных на VIP-клиентов, есть прекрасная возможность первыми выйти на рынок с таким интересным предложением, как подарочные карты, и благодаря этой модной новинке привлечь покупателей.
Кстати, продавцы этого сервиса придумали разнообразные варианты упаковки сертификатов. «Для того чтобы подарок был достоин VIP-персоны и выглядел респектабельно и солидно, многие магазины предлагают оригинальную упаковку для подарочных карт — дизайнерские открытки и конверты ручной работы, декоративные ларцы и футляры», — говорит Анна Пашкевич.

Мало информации

Говоря о недостатках подарочных карт и сертификатов, Татьяна Свешникова отмечает, что, несмотря на постоянный рост популярности, в первую очередь этому виду подарков по-прежнему не хватает известности. Сотрудники магазина DariPodarki.ru проводили серию опросов среди работников кадровых служб, в обязанности которых входят разработка схемы мотиваций персонала и закупка подарков для сотрудников. Вот какую информацию они получили: «За два года количество кадровых работников, которым дарили сертификаты, выросло в 2 раза (с 16 до 34%); количество работников HR, даривших сертификаты сотрудникам или близким, увеличилось практически в 3 раза (с 12 до 37%), — рассказывает Татьяна Свешникова. — Такую активную позицию можно объяснить спецификой работы HR, когда кадровому специалисту приходится выбирать ценные подарки для достаточно большого количества сотрудников. Но вместе с тем количество «пассивных» респондентов (HR знает о существовании подарочного сертификата, но никогда им не пользовался), по данным нашего опроса, осталось практически неизменным — около 40%. Что, в принципе, достаточно необычно для кадровых специалистов, поскольку подарочные сертификаты действительно снимают часть рабочих вопросов. Все это говорит о том, что чаще всего кадровикам просто не хватает информации о подарочных сертификатах».

«Не хватает рекламы и популяризации такого подарка, — соглашается Игорь Варгафтик. — Если бы в каждом сувенирном магазине или магазине подарков был отдел, в котором представлено максимальное количество подарочных карт, такой подарок получил бы более широкое распростра-нение. Зачастую человек просто не знает о существовании такого способа сделать подарок и никогда не слышал о подарочных картах. Специально бегать и искать подарочные карты покупатель пока не готов».

«Подарочные карты — продукт относительно новый, и они еще не вошли достаточно прочно в «праздничную культуру» России, в то время как за рубежом такие подарки уже давно стали традицией благодаря своему удобству. Но мы считаем, что вскоре безусловные преимущества подарочных карт будут по достоинству оценены большинством российских покупателей», — с оптимизмом отмечает Анна Пашкевич.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ