«Телеком-2011»: поиск новых точек роста

Позавчера в Москве завершился форум «Телеком–2011», организованный газетой «Ведомости» и посвященный дальнейшим путям развития отрасли.

Одной из основных тем форума стало изменение модели функционирования телекоммуникационных операторов в России. В условиях усиления конкуренции на рынке каждый из операторов пытается четко определить свою нишу, в которой планирует позиционироваться и развиваться в будущем. Так, к примеру, «Ростелеком», по словам вице-президента Алексея Нащекина, планирует «перейти от модели оператора «трубы» (магистральные провайдеры. — «КС») к модели универсального сервис-провайдера будущего». В качестве примера Алексей Нащекин привел крупнейших телеком-операторов Европы, отметив, что «Ростелеком» хочет занимать доминирующую роль на рынке сервис-провайдеров и планирует получать 25% выручки от новых сервисов. Среди таких сервисов будут и дистанционная медицина, и так называемый «дом будущего», и M2M-сервисы, и ERP-системы, и другие ИТ-услуги. Ближайшие конкуренты «Ростелекома» скептически отнеслись к таким планам. Так, президент одного из крупнейших сотовых операторов отметил, что задачей государственного оператора как раз и должно быть предоставление «трубы» другим независимым операторам, которые позволят ему монетизировать эту емкость. «Не уверен, что, условно говоря, государственный «гастроном № 7» может быть конкурентен по набору продуктов, по ценам с магазинами X5 Retail, той же «Пятерочкой», — приводит пример собеседник «КС».

В свою очередь «МегаФон» позиционирует себя как оператор передачи данных. Так, первый заместитель гендиректора «МегаФона» Валерий Ермаков сообщил, что 99% трафика сейчас приходится на передачу данных, и только 1% — на голосовые услуги, таким образом, происходит явное изменение «телекоммуникационного ландшафта».

Наконец, МТС, как и «Вымпелком», делает упор на конвергенции предлагаемых услуг. «Сегмент сотовой связи в регионах уже почти не растет, а вот проникновение услуги ШПД и кабельного ТВ оставляет желать лучшего, поэтому эти направления растут двузначными темпами», — отмечает директор «МТС Россия» Александр Поповский. В будущем же МТС, как и «МегаФон», ожидает колоссального трафика передачи данных, в том числе в связи с появлением «домов будущего», в котором большинство приборов будут подключены к мобильному Интернету. По мнению Александра Поповского, такой объем мобильного трафика операторам

сложно будет «переварить», не перенося его в фиксированный, именно поэтому конвергенцию он не рассматривает как самоцель.

При этом МТС также прогнозирует, что уже скоро на рынке ШПД произойдет окончание волны консолидации, так как все региональные интернет-провайдеры либо уже проданы, либо не продаются. Причем одной из проблем является то, что владельцы независимых провайдеров не знают, во что вложить деньги после продажи бизнеса. Тем не менее, по прогнозам МТС, на крупных операторов ШПД будет приходиться более 85% рынка. В результате по оставшимся сделкам M&A фокус должен переместиться в малые города, однако о высокой активности сделок можно забыть хотя бы потому, что трудозатраты на покупку больших и маленьких компаний примерно соизмеримы. Следовательно, фокус внимания провайдеров должен сместиться на собственное органичное развитие.

Подтвердил изменения модели телекоммуникационного бизнеса и заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Наум Мардер. По его мнению, телекоммуникационная отрасль переходит к интернет-экономической модели, где битва идет не между операторами, а между поставщиками контента.

Другой интересной темой, затронутой на конференции, стал вопрос взаимодействия сотовых операторов и регулятора в лице государства. Инициатором дискуссии выступил шведский «дискаунтер» TELE2, сетующий на проблему отсутствия свободных частот во многих регионах России, что не позволяет ему развертывать там свои сети. Так, в Сибири TELE2 по-прежнему не представлен в Алтайском крае, Красноярском крае, Иркутской области. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, «расчистка» частот обходится в среднем в $2 млрд. В связи с этим президент «TELE2 Россия» Дмитрий Страшнов выдвинул четыре меры, которые могли бы послужить решению этого вопроса и поспособствовать эффективному использованию частот. Первой из них стало введение принципа технологической нейтральности, который бы позволил развивать сети 3G/4G в уже выделенном оператору диапазоне частот. Второй мерой TELE2 предложил переход от оплаты за выданные оператором частотные разрешения к плате за выделенную полосу частот. Наконец, наиболее радикальными предложениями TELE2 стали выдача государством разрешения на перепродажу частот, что позволит формировать их вторичный рынок, и переход от конкурсов к аукционам для новых диапазонов как к наиболее прозрачной форме торгов. Большинство этих инициатив, по данным TELE2, успешно используются в Европе и США. «Большая тройка» в целом поддержала инициативы конкурента, хотя и с некоторыми оговорками. Александр Поповский из МТС подтвердил, что у многих операторов есть неэффективно используемые частоты, которые можно было бы продать. При этом, по его словам, все действующие возможности передачи частот, включая продажу юрлиц, на которых эти частоты оформлялись, исчерпаны. Гендиректор «Вымпелкома» Елена Шматова сочла предложение по продаже частот слишком экстремальным шагом, но отметила необходимость предоставления возможности арендовать частоты. А Валерий Ермаков из «МегаФона» отметил, что частотный ресурс должен использоваться с фокусировкой на поддержку национальных операторов.

Однако заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Наум Мардер высказался на сей счет более остро, подчеркнув отсутствие конструктивного диалога между сотовыми операторами и министерством. По его словам, меры, предложенные TELE2, по сути являются лозунгами, и на практике их имплементация сталкивается со значительными текущими проблемами. «Легко кричать, накидать идей, но нельзя забывать о сложностях применения этих мер на практике и об особенностях российского законодательства. Отразить частоты в рамках российского бухгалтерского учета пока крайне сложно», — отметил Наум Мардер. По его словам, для отражения частот необходимо перестраивать под европейский манер все российское законодательство. Более того, он поставил под сомнение большую прозрачность аукционов над конкурсами. По его словам, даже при создании вторичного рынка частот точно так же вполне возможен вариант скупки частот и их неиспользования, таким образом, это никак не решает проблему неэффективности использования частотного диапазона. В свою очередь Дмитрий Страшнов отметил, что выработка механизма применения предлагаемых мер на практике по сути и является компетенцией регулятора. В итоге сотовые операторы и государство так и не пришли к компромиссу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ