«Сотрудничество с «АвтоВАЗом» — фантастическая возможность для Nissan»

Для компании Nissan прошедший 2010 год оказался довольно успешным: марке удалось обогнать по продажам в России своего заклятого конкурента в лице Toyota и стать самым продаваемым японским брендом в России. Дальнейшая кооперация с «АвтоВАЗом» и производство на мощностях последнего бюджетной модели под брендом Nissan должны усилить позиции марки в регионе. Тем не менее в Сибири Nissan по итогам 2010 года существенно уступает Toyota и занимает только 6-е место по продажам среди иномарок. О том, как Nissan планирует развиваться в Сибири, какие совместные продукты намерен выпускать с «АвтоВАЗом» и как собирается развивать бренд Infiniti, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал генеральный директор «Ниссан Моторс РУС» ФРАНСУА ГУПИЛЬ ДЕ БУЙЕ.

— Как вы оцениваете итоги продаж Nissan и Infiniti в России в 2010 году? Довольны ли вы достигнутыми результатами? Какие цели ставите перед собой в 2011 году?

— Мы вполне удовлетворены результатами, которых достигли в 2010 году. Нам удалось реализовать в России на 20 тысяч больше автомобилей, чем мы изначально планировали. Впервые мы смогли стать первым по продажам японским брендом в России. Также мы довольны ростом нашей доли на рынке: она постепенно увеличивается, и это позитивный тренд. Лучшим для нас кварталом 2010 года оказался последний, так как результаты этого квартала превысили среднегодовые. Если в среднем в начале 2010 года наша доля рынка составляла менее 4%, то по итогам IV квартала она выросла до 5%. И это нас обнадеживает.
Развитие Nissan в Сибири

— Насколько значим для вас Сибирский регион? Какая доля всероссийских продаж приходится на него сейчас?

— Мы гордимся результатами, достигнутыми в Сибири. Для нас этот регион исключительно важен. Наша доля рынка в Сибири примерно равна средней по России: она составляет 5,5% среди иностранных брендов и имеет тенденцию к увеличению. Сибирь в 2010 году демонстрировала высокий потенциал роста, и мы думаем, он сохранится и в последующие годы. Кроме того, нельзя не отметить, что с точки зрения географических и климатических условий (ярко выраженная смена времен года, сочетание горной и равнинной местности) автомобили Nissan очень подходят для Сибири, так как мы разрабатываем машины для самых разных условий.

— Более года назад Nissan объявлял о поиске вторых дилеров в Новосибирске и Омске вдобавок к уже действующим — ГК «СЛК-Моторс» и ГК «Барс» соответственно. Год назад в компании сообщали, что оценивают полученные от кандидатов заявки и собирают дополнительную информацию. В каком состоянии сейчас находится процесс? Когда в Новосибирске и Омске могут появиться вторые дилеры?

— Мы сейчас удовлетворены тем, что происходит в Омске, и будем следить за развитием событий. В Новосибирске наблюдается другая ситуация. Мы уверены, что в этом городе у нас очень высокий потенциал для наращивания продаж, поэтому в настоящий момент рассматриваем возможность назначить там второго дилера.

— Когда в Новосибирске появится второй дилер? Может ли это произойти уже в текущем году?

— Появление дилера в Новосибирске в этом году — один из возможных сценариев. В настоящий момент мы находимся в процессе переговоров. Подробности о развитии в отдельных городах Сибири я, к сожалению, не могу сообщить, так как мы работаем в достаточно конкурентной среде, и к тому же не хотелось бы забегать вперед. Как только будут назначены дилеры, мы об этом сообщим. Могу лишь сказать, что мы общаемся с партнерами и видим, какой высокий потенциал заложен в регионе.

— Можно ли ожидать в ближайшем будущем второго дилера в Красноярске?

— В Красноярске мы присутствуем недавно, у нас есть время для принятия правильного решения о будущем развитии. Безусловно, это город с большим потенциалом, и мы должны увеличивать там свое присутствие тем или иным способом.

— Каковы ваши планы по развитию дилерской сети Infiniti в Сибири? Согласно сайту компании, в настоящий момент проводится тендер в Омске, Новосибирске и Красноярске. Поэтому хотелось бы уточнить, в какой стадии сейчас находится процесс. Когда в этих городах могут быть назначены дилеры и начаты продажи автомобилей?

— У нас большие планы в отношении Infiniti. Эта марка не так давно присутствует в России, и раньше мы концентрировали свои силы на Москве и Санкт-Петербурге. Однако мы не ограничиваем себя этими городами и расширяем дилерскую сеть в регионах России — в частности, недавно мы открыли дилера в Ростове-на-Дону. Было бы большой ошибкой для Infiniti не присутствовать в Сибири, так как в регионе есть потенциальные покупатели. Мы хотели бы предлагать наши автомобили, считаем, что на них есть спрос, и ситуация, которую мы наблюдаем, похожа на ситуацию с Nissan, но уже в премиум-сегменте. Поэтому мы хотели бы присутствовать в Сибири и открыть в ближайшие годы дилерские центры в Омске, Новосибирске и Красноярске.

— При выборе дилеров по марке Infiniti существуют ли какие-либо преференции у действующих дилеров Nissan?

— У нас есть примеры дилеров Infiniti, не являющихся дилерами Nissan. У дилеров Nissan при участии в конкурсе по Infiniti естественное преимущество де-факто заключается в том, что мы их хорошо знаем. Но это не означает, что дилер Nissan получает дилерство Infiniti автоматически. Мы смотрим на возможности партнера в регионе обеспечить высокое качество работы и удовлетворить запросы покупателей. Если необходимые показатели не достигаются, но дилер желает получить дилерство Infiniti, то мы вначале требуем от него навести порядок в текущем положении дел.
Развитие Nissan в России

— Совсем недавно вы объявили о введении третьей смены на вашем заводе и запуске в производство Nissan Murano. В связи с этим на какой рост продаж данной модели вы рассчитываете? Каковы ваши дальнейшие планы по развитию производства на заводе в Санкт-Петербурге? Можно ли ожидать начала производства или сборки автомобилей Infiniti?

— Мы хотим, чтобы Nissan являлся сильным партнером российской экономики. Как полноправный член альянса Renault–Nissan–«АвтоВАЗ» мы демонстрируем самый глубокий уровень кооперации. Наш завод в Санкт-Петербурге достаточно молод: мы начали работать в июне 2009 года. Сейчас мы запускаем на нем третью смену, ставим на конвейер Murano и хотим благодаря этому увеличить продажи данной модели в два раза. Если в минувшем году мы продали 3500 автомобилей в год, то после запуска российского производства этой модели мы бы хотели продавать 7000 автомобилей. Также мы работаем над качеством выпускаемой продукции, и наши покупатели удовлетворены ее текущим уровнем.

Что касается возможностей производства Infiniti в России, то мы еще ничего не решили в этом отношении, однако не закрываем двери ни для каких возможностей и всегда подходим к вопросам очень прагматично. У нас постоянно проходят различные совещания, мы ежемесячно встречаемся, оцениваем обстановку, смотрим, какие перспективы у нас есть, и, если необходимо, пересматриваем нашу политику. Поэтому теоретически производство Infiniti в России возможно.

— Каковы перспективы сотрудничества с «АвтоВАЗом» в рамках альянса Renault–Nissan–«АвтоВАЗ»? В каких аспектах может развиваться интеграция с заводом? Чем вообще может быть для вас полезен «АвтоВАЗ»?

— Сотрудничество с «АвтоВАЗом» дает нам совершенно фантастические возможности, прежде всего — дополнительные мощности для производства, и это очень важно. Хочу отметить, что в настоящий момент спектр нашего взаимодействия очень широк, в частности с точки зрения организации и разработки продуктов. Так, уже в 2012 году мы хотим запустить доступный седан для массового рынка под брендом Nissan, который будет производиться на «АвтоВАЗе». Кооперация хорошо развивается: я недавно видел прототип продукта и считаю, что у нас получается очень интересная машина. Мы очень довольны достигнутыми результатами. Эта модель будет в полной мере обладать качествами, присущими нашим автомобилям. Сейчас на «АвтоВАЗе» работает несколько человек из Японии для оптимизации и налаживания процессов перед запуском этой модели.

— В последнее время на рынок вышло много автомобилей, созданных специально для России, — таких как Hyundai Solaris или Volkswagen Polo Sedan. Не кажется ли вам, что через год, когда появится ваша модель, этот сегмент рынка будет перенасыщен? Или же вы считаете, что к 2012 году тренд не изменится и основная масса продаваемых в России автомобилей по-прежнему будет приходиться на сегмент бюджетных автомобилей?

— Я вижу, что происходит на рынке, и уверен, что этот сегмент будет серьезно развиваться и останется привлекательным, так как покупатели активно интересуются этими автомобилями. Что касается конкуренции, то я к ней отношусь позитивно: она держит в тонусе и заставляет совершенствовать продукт. Мы постараемся вывести на рынок модель, отличную от продукции конкурентов и полностью выдержанную в фирменном для нас стиле, который мы называем Nissan way.

— Ранее представители «АвтоВАЗа» озвучивали возможность сборки Nissan на Дальнем Востоке. Интересен ли для вас такой проект? Какие у него перспективы?

— Когда мы говорим о намерениях, нужно всегда уточнять, что подразумевается под ними. Мы заинтересованы в развитии бизнеса Nissan на Дальнем Востоке. Во-первых, японские марки традиционно имеют хорошую репутацию в этом регионе. Во-вторых, Дальний Восток очень близок к Японии, что выгодно с точки зрения логистики комплектующих. В-третьих, мы видим значительный подъем экономики Дальнего Востока. Другой вопрос — как мы будем там присутствовать. Возможны разные сценарии, и конечный вариант не определен. Поэтому вопрос производства не решен, но регион нам очень интересен. Сейчас мы расширяем дилерскую сеть в этом регионе, открыв дилерские центры во Владивостоке, Хабаровске, Якутии; также рассматриваем и другие города.

— Совсем скоро на рынке появится ваш компактный кроссовер Juke. Каковы ваши ожидания в плане продаж этой модели? Кого вы видите ее основными конкурентами на рынке?

— В данный момент мы считаем, что у этой модели нет прямых конкурентов, хотя со временем они могут появиться. Для компании Nissan характерно рисковать, и мы стараемся быть первыми. Так, мы были первыми с моделью Murano в сегменте кроссоверов; в дальнейшем мы предложили Qashqai в новой для рынка нише. Мы хотим повторить этот успех, вступая в новый зарождающийся сегмент на рынке. Среди покупателей Juke могут быть те, кто не хочет покупать стандартный автомобиль, а хочет купить что-то абсолютно новое, модное и не похожее на то, что продается на рынке. С этой точки зрения у Juke очень высокий потенциал. За время пребывания в России я заметил, что здесь любят модные вещи в самом широком понимании этого слова. В частности, такого количества магазинов модной одежды я не видел ни в одном другом городе мира. Поэтому мы бы хотели, чтобы Juke воспринимался не только как новый автомобиль, но и как модный автомобиль. И это открывает нам новые возможности.

— В Европе Nissan сейчас активно продвигает направление электрокаров. Nissan Leaf стал автомобилем года и был удостоен авторитетных наград. Планируется ли предлагать в России Leaf либо какие-то другие электрокары или гибриды? Или же, на ваш взгляд, пока российский рынок к таким моделям не готов?

— Leaf действительно стал для нас успешной моделью, но в России он появится тогда, когда рынок будет к нему готов. Для вывода таких автомобилей требуется поддержка со стороны правительства. В Западной Европе предлагаются программы, субсидирующие такой вид транспорта. Как только Россия к этому будет готова, мы предложим нашим покупателям такие автомобили.

Мы сейчас активно работаем над снижением выбросов СО2 у наших действующих бензиновых и дизельных моторов. Таким образом, мы считаем Nissan серьезным партнером «зеленого бизнеса». У нас есть различные решения и технологии, чтобы сделать атмосферу чище.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ