Движение к стабилизации

Уходящий 2010 год продолжил вносить существенные коррективы в «расстановку сил» на автомобильном рынке Сибири. За прошедший год около 11 брендов в регионе сменили своих дилеров, что, безусловно, можно считать позитивным сигналом, так как по итогам 2009 года только в одном Новосибирске утратили своих дилеров более 20 брендов легковой и грузовой техники.

Новосибирск

В отличие от других городов Сибири, основные перемены на новосибирском автомобильном рынке отгремели в прошлом году, когда рынок покинули компании «Престиж Авто», «Транзит Сервис», «Спорт-Авто», «Автостарт», «Сибмоторс», «Сибмеддизайн» и, конечно, один из бывших лидеров рынка «Автолэнд-Сибирь», официально признанный в этом году банкротом. В свою очередь лидеры новосибирского рынка — ГК «СЛК-Моторс» и ГК «Новосибспецпроект» — в этом году в основном открыли дилерские центры по тем брендам, дилерства по которым они получили в прошлом году. Так, ГК «Новосибспецпроект» открыла временные салоны Jaguar/Land Rover и Subaru. ГК «СЛК-Моторс» в свою очередь открыла полнофункциональный салон Hyundai, временное решение Lexus, а также готовится к открытию временного решения Porsche. Причем продаваться Porsche будет из того самого дилерского центра, где ранее располагался бывший официальный дилер Porsche в Новосибирске — «Спорт-Авто». Эта компания, учредителем которой являлся известный сибирский бизнесмен Андрей Соловьев, утратила статус официального дилера Porsche в Новосибирске летом 2009 года вслед за компаниями «Престиж Авто» (Audi) и «Транзит Сервис» (Skoda).

Если в прошлом году дилеры преимущественно уходили с рынка громко и со скандалами, в 2010-м все происходило тихо и интеллигентно. В частности, в этом году рынок покинули «Воронцов Моторс» (бывший официальный дилер Subaru) и «Баварский Моторный Центр» (бывший официальный дилер BMW). Причиной ухода «Воронцов Моторс», по словам участников рынка, стала существенная обремененность компании долговой нагрузкой. Помимо финансовых институтов, одним из кредиторов был официальный дилер Subaru в Томске — «Автоцентр Велес–40», который через суд взыскивал с «Воронцов Моторс» долг в размере 942 тыс. рублей. Позже стороны пришли к мировому соглашению, однако по данным «Велес-40», долг так и не был погашен, и компания обратилась к судебным приставам. Помимо долговой нагрузки, ситуацию с «Воронцов Моторс» осложняло открытие в этом году второго официального дилера Subaru — компании «Макс Моторс Спорт» (ГК «Новосибспецпроект»). Ситуация наличия двух дилеров Subaru для такого города, как Новосибирск, является прецедентом, поскольку двух дилеров в городе среди «иномарочных» брендов имели только Chevrolet и Hyundai, а Subaru занимала в Новосибирске по продажам только 17-е место среди иномарок.

Тем не менее новый официальный дилер все же был назначен — им стала компания «Премиум Карс», учредителем которой является бывший топ-менеджер «Воронцов Моторс» Вадим Чернышков. Впрочем, по неподтвержденной информации от некоторых участников рынка, к данному бизнесу может иметь отношение бывший директор и учредитель «Престиж Авто» Андрей Соловьев, тем более что «Премиум Карс» располагается в бывшем дилерском центре «Престиж Авто».

Громким событием новосибирского рынка стал уход «Баварского Моторного Центра» (BMW). Участники сибирского авторынка отмечают, что этот дилер уже давно находился в затруднительном финансовом положении. В частности, с декабря 2009 года рассматривалось уже три иска о банкротстве дилера от разных истцов (в том числе от рекламных агентств «Пилот» и «Альянс Медиа»), которые заканчивались урегулированием и отказом кредиторов от заявленных требований. При этом, по данным «Автостата», за три квартала 2010 года в Новосибирске было продано 12 автомобилей BMW, в то время как в Красноярске за этот период было продано 155 автомобилей BMW. Сейчас автодилерское сообщество находится в ожидании грядущего назначения нового официального дилера BMW, который должен появиться уже до конца года.

Омск

Ситуация в Омске в этом году по своей сути повторила картину, наблюдавшуюся в Новосибирске год назад, когда большинство автомобильных брендов поменяли своих дилеров. Катализатором этих процессов стало резкое падение продаж в Омске, усугубившее проблемы выживания дилеров. Тем более что, по словам импортеров, несмотря на статус города-миллионника, Омск по продажам автомобилей реально соответствует лишь городу с 400-тысячным населением.

Начало кризисным процессам было положено в конце 2009 года, когда сразу два независимых друг от друга официальных дилера Ford — «Сибавто-Трэйд» (компания работала под брендом Styer) и «Сибпроммаркет» (компания работала под брендом «Форд Омск») были признаны банкротами, причем по иску одного и того же кредитора — НОМОС-БАНКа. Сейчас на имущество бывших дилеров претендуют другие участники рынка. В частности, ГК «Феникс-Авто» рассматривает возможность покупки дилерского центра Styer.

Весной 2010 года сгустились тучи и над компанией «Торпроект» (бывший официальный дилер Subaru) и аффилированной с ней «Эдель-Авто» (официальный дилер Skoda). До кризиса «Торпроект» имел значительные планы по развитию: подписал протокол о намерениях с Porsche, участвовал в конкурсе Mazda, а также летом 2009 года открыл шоу-рум Skoda в дилерском центре Subaru. Тем не менее дилером Skoda компания пробыла до весны 2010 года. Уже в марте арбитражный суд Омской области признал компанию «Торпроект» банкротом по иску Федеральной налоговой службы, и она автоматически лишилась статуса официального дилера Subaru. А компания «Эдель-Авто» вместе со всем дилерским центром Skoda-Subaru была продана другому крупному омскому дилеру — ГК «Феникс-Авто» (на тот момент официальный дилер Toyota, Audi, Suzuki). Благодаря этой сделке «Феникс-Авто» получила готовый дилерский центр вместе с дилерством Skoda, а некоторое время спустя подписала дилерский договор и с Subaru. Для того чтобы осуществить эту сделку, ГК «Феникс-Авто» потребовались дополнительные финансовые ресурсы. Группа компаний получила их благодаря продаже «Тойота Центр Омск» весной 2010 года.

Покупателем «Тойота Центра Омск» выступил крупный екатеринбургский дилер Toyota «Авто Плюс», который изначально был соинвестором строительства дилерского центра Toyota в Омске. «После открытия полнофункционального ДЦ «Тойота Центр Омск» мы подвели итоги. Мне оставалось либо привлекать займы для закрытия нашей части стоимости строительства, либо продать свою долю в данном проекте, чтобы не иметь кредитов и получить небольшие, но живые деньги для начала работы с новыми брендами. Я выбрал последний вариант», — поясняет гендиректор и соучредитель ГК «Феникс-Авто» Сергей Сырников. В итоге решение о сделке было принято по взаимной договоренности с учетом интересов каждой стороны. ГК «Феникс-Авто» смогла пополнить свой портфель брендов, а «Авто Плюс» — стать дилером Toyota в сибирском городе-миллионнике.

Впрочем, далеко не всем крупным дилерам Омска удалось пополнить свой портфель представляемых брендов. Так, в апреле 2010 года крупный омский мультибрендовый дилер «Автоцентр на Кордном» (до реструктуризации носивший имя «Джинни Моторс») прекратил свою работу в рамках дилерских соглашений с KIA, Volvo, Honda, Seat, Fiat и SsangYong. Решение приостановить сотрудничество с Fiat, SsangYong и Seat компания приняла еще осенью 2009 года. Параллельно были проведены реструктуризация и ребрендинг. Тем не менее уже в марте 2010 года Honda в одностороннем порядке расторгла контракт с «Автоцентром на Кордном» в связи с нарушением условий поставок. С апреля дилер прекратил сотрудничество с Volvo и приостановил партнерство с KIA, связанное с невозможностью соответствовать плану продаж, заявленному импортером. Управляющий «Автоцентра на Кордном» Олег Дынников тогда отметил, что минимизация затрат на дилерские стандарты является экономически целесообразным шагом. Тем не менее, дилер не исключает своего возвращения в сегмент официального авторитейла при изменении ситуации на рынке в лучшую сторону.

Тем более что импортеры, с которыми работал «Автоцентр на Кордном», пока не торопятся назначать новых партнеров. Единственным брендом, который нашел себе альтернативного дилера, стала компания KIA. В дополнение к уже действующему монобрендовому дилеру KIA — компании «Сфера», выступающей в партнерстве с сургутской компанией «Обь-Сервис», — «Киа Моторс РУС» назначила дилером крупную омскую компанию «БАРС».

При этом сама компания «БАРС», являющаяся самым крупным омским автодилером, пережила в этом году важную реорганизацию. Учредители компании решили разделить бизнес и развиваться отдельно. Так, бизнес по брендам BMW, KIA и Scania (компания «БАРС-НВ») достался прежнему гендиректору группы компаний «БАРС» Павлу Смирнову. Соответственно, Mitsubishi, Nissan, Peugeot и Hyundai закреплены за «Автоцентром БАРС», возглавляемым известным крупным омским предпринимателем Ильей Фридманом, директором компании «Ф-Консалтинг». Эта компания в свою очередь владеет «Евротехцентром» (официальный дилер Volkswagen в Омске) и другими активами — в частности, гостиницей «Маяк», клиникой «Евромед», санаторием «Оазис», комплексом «Парус», а также сетью АЗС.

Тем временем говорить о стабилизации на омском рынке пока рано. Дилеров в городе по-прежнему активно ищут не менее шести известных автобрендов, причем наиболее активно в тендерах участвуют ГК «Феникс-Авто» и два подразделения компании «БАРС». Однако пока итоги тендеров не подведены.

Кемерово

Самым заметным событием года на рынке Кузбасса стала ситуация вокруг бренда Volkswagen (подробнее — «КС» № 33, август 2010 года). События начали развиваться в конце 2009 года, когда старейший региональный дилер «Кемерово-Евро-Моторс» с командой опытнейших управленцев лишился статуса официального дилера. Причиной расторжения договора, по словам участников рынка, стало наличие острого корпоративного конфликта между собственниками дилера Александром Лустом и Сергеем Халезиным. Уже после лишения «Кемерово-Евро-Моторс» статуса официального дилера купить и обслужить автомобили Volkswagen в Кемерове можно было сразу у двух компаний, связанных с предыдущим дилером. Помимо них, заявки на партнерство с Volkswagen также подали другие компании, в частности, «Автоторг» и лидер рынка «Сибинпэкс». Несмотря на то что наиболее вероятными претендентами на победу, по словам кемеровских дилеров, являлись «СибАльянс» и «Кемерово-Евро-Моторс», после долгих переговоров с участием штаб-квартиры Volkswagen в Германии было вынесено решение назначить дилером «Сибинпэкс» (официальный дилер Chevrolet, Opel, Cadillac, Audi, Mazda, Suzuki в Кемерове). Тем временем уехавший в Германию соучредитель «Кузбасс-Евро-Моторс» Александр Луст в обращении, размещенном в Интернете, считает действия своего бывшего компаньона Сергея Халезина (сына прокурора Кемеровской области Александра Халезина) рейдерским захватом «Кузбасс-Евро-Моторс».

Среди других событий на кузбасском авторынке можно отметить выход в Кемерово брендов Suzuki и Citroen, а также Skoda в Новокузнецк. Так, интересы Suzuki в Кемерове стал представлять все тот же «Сибинпэкс», а Citroen — новообразованная компания «Ситроен Кузбасс», основанная одним из соучредителей крупного кемеровского рекламного агентства «Сиб-Медиа». В свою очередь Skoda в этом году торжественно вышла в Новокузнецк. Примечательно это событие потому, что дилерский центр марки в этом городе стал одним из самых больших в мире. Его общая площадь составила более 10 000 кв. м, а площадь демонстрационного зала составляет 1100 кв. м. Этот дилерский центр принадлежит монобрендовой компании «Арена Моторс», которая в 2011 году планирует реализовать в Новокузнецке 1000 автомобилей.

Красноярск

Говоря о стабильном развитии автобизнеса, участники сибирского рынка часто приводят в пример Красноярск. И действительно, красноярский рынок очень стойко пережил кризис: ни один бренд не поменял в городе своего дилера, а действующие крупные дилеры продолжали открывать полноценные салоны — так, ГК «Крепость» открыла ДЦ Lexus, а «Медведь-Холдинг» — ДЦ Skoda.

Кроме того, в этом году в Красноярске открылось два новых дилера. Во-первых, осенью 2010 года компания «Престиж Авто» Александра Панченко (аффилированная с ней компания «Премиум» с недавнего времени является официальным дилером Suzuki в Красноярске) получила статус официального дилера Porsche в Красноярске и открыла в городе дилерский центр. А уже в конце года в городе открылся второй дилерский центр KIA, основанный бывшим топ-менеджером компании «Ауди Центр Авангард Красноярск» Алексеем Сугаком. Под его началом данная компания стала базовым региональным центром Audi в Сибири и лидером продаж Audi в СФО. Позже Алексей Сугак перешел на должность исполнительного директора компании «Орион» (официальный дилер Mercedes-Benz в Красноярске). И уже после этого Сугак вместе с группой инвесторов, информация о которых не раскрывается, открыл в Красноярске второй дилерский центр KIA.

Томск

Томск по объему продаж новых автомобилей по-прежнему скромно занимает наименьшую долю среди крупных городов Сибири. Именно поэтому в этом году процессы «перекроения дилерской карты» на томском рынке практически не наблюдались. Единственным прецедентом стало грядущее назначение в городе второго официального дилера Mitsubishi в лице местной мультибрендовой компании «Инком», официально представляющей в городе бренды Nissan, Renault, Hyundai, Volvo. Действующий дилер — «Автодоктор-Моторс» — в этом году выставил свой бизнес на продажу по цене 75 млн рублей, однако покупатель так до сих пор не был найден. Тем не менее «Автодоктор-Моторс» намерен продолжать деятельность в качестве официального дилера Mitsubishi в Томске даже в случае назначения второго дилера.

Барнаул

Единственным событием на рынке Барнаула стало то, что в городе в этом году на рынок вышел бренд Citroen. Его дилером стал крупный местный мультибрендовый игрок «Автоцентр АНТ» (официальный дилер Lada, Nissan, Mitsubishi, Citroen, Hyundai, ТагАЗ в Барнауле). В следующем году в городе ожидается появление официального дилера Land Rover. Им станет «Барнаул-Моторс» (официальный дилер Honda, Chevrolet, Opel, Hummer, GM-АвтоВАЗ, Chance). Продажи автомобилей в Барнауле будут сразу осуществляться из полноценного дилерского центра, построенного по соседству с действующими дилерскими центрами «Барнаул-Моторс». Его открытие запланировано на май 2011 года.

Иркутск

В силу сравнительно низкого в сравнении с другими городами Сибири темпов падения авторынка в условиях кризиса иркутский авторынок столкнулся лишь с одной сменой дилера. Так, на смену официальному дилеру KIA — компании «Арлан-Сибирь» — пришло сразу 2 компании, — ГК «Первая автоколонна» (официальный дилер Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover, Ford, Mazda в Иркутске) и «Агат-авто» (официальный дилер Nissan, ТагАЗ, Hyundai Truck&Bus, Great Wall, ГАЗ в Иркутске). В «Арлан-Сибирь» не комментируют причины добровольного отказа от партнерства с KIA. По мнению соучредителя ГК «Первая автоколонна» Петра Хомякова, основная проблема «Арлан-Сибирь» заключалась в том, что она не инвестировала в развитие KIA, а салон отличало не совсем удачное положение.

Также стоит отметить, что для Иркутска ситуация назначения двух дилеров KIA стала прецедентом, так как на текущий момент в городе нет «иномарочных» брендов, которые имели бы не одного, а двух дилеров. До кризиса единственным исключением из правил был бренд Chevrolet, который представляли местная компания «Люкс-Авто» и крупный федеральный авторитейлер «КМ/Ч», посчитавший рынок перспективным и вышедший на него позднее. Однако в силу кризиса и других причин, среди которых участники рынка как раз называют переоцененность «федералом» иркутского рынка, «КМ/Ч» покинул иркутский рынок. С тех пор ни один «иномарочный» бренд в городе не имел двух дилеров.

Что же до выхода в город новых брендов, то за уходящий год в Иркутске обосновались Mercedes-Benz и Mazda. Дилером обоих центров также стала ГК «Первая автоколонна», которая по объему портфеля почти догнала лидера рынка — ГК «Россо». В свою очередь ГК «Россо» точно также в 2009 году единственная из иркутских дилеров вывела на рынок два новых бренда — Hyundai и Peugeot.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ