«Сибирь» просят потесниться

Часть новосибирских туроператоров обвинила авиакомпанию «Сибирь» в попытке разрушить региональный туристический рынок. Причиной резких заявлений стали планируемые «Сибирью» нововведения в летней чартерной программе. Эксперты туррынка считают, что подобные выпады — не более чем попытка повлиять на ценовую политику «Сибири».

Возможно, этим летом исчезнет монополия авиакомпании «Сибирь» в области чартерных перевозок из Новосибирска

Этим летом авиакомпания «Сибирь» запланировала кардинально изменить летнюю чартерную программу. Планируется отмена рейсов в Египет (Хургада) и Хорватию, повышение цен на чартеры в Испанию (Барселона) и увеличение рейсов на Анталию. Причем прямые рейсы в Анталию авиакомпания будет выполнять сразу из пяти городов — Новосибирска, Иркутска, Омска, и — впервые — из Кемерова и Барнаула. Об этом было объявлено на прошлой неделе во время обсуждения летней чартерной программы на совещании руководства новосибирских турфирм и авиакомпании «Сибирь». По словам директора по туризму авиакомпании Владимира Гаврилова: «Анталия — самое популярное направление прошлого лета и, очевидно, что в этом году оно также будет лидером спроса».

Но предложение о расширении антальской программы полетов вызвало неоднозначную реакцию со стороны барнаульских и кемеровских турфирм. По словам директора турфирмы «Хорст-тур», члена правления алтайской ассоциации туризма Елены Шушановой, сегодня алтайский туристический рынок не готов к подобным предложениям: «У кого-то нет опыта работы, у кого-то — партнерских связей». По мнению руководителя барнаульской турфирмы «Плот» Александра Смирнова, низкая платежеспособность алтайского населения будет существенно ограничивать спрос на рейс в Анталию (сегодня цена билета — $380 и выше). «Чтобы хоть как-то привлечь туристов, турфирмы будут вынуждены снижать цены на путевки», — говорит он.

Большинство кемеровских турфирм также не устраивают предложения «Сибири». Все предыдущие годы чартерные рейсы из Кемерова в Анталию выполнял перевозчик «Казанское авиационно-производственное объединение им. Горбунова», с которым у турфирм уже сложились отношения. По словам гендиректора турфирмы «Сибирский мир» (Кемерово) Ирины Кокоулиной, «Сотрудничество с «Сибирью» возможно, если она создаст более выгодные ценовые условия.

Не радует расширение чартерной программы и новосибирские турфирмы. По словам исполнительного директора «Бюро путешествий «Гран-Тур» Ольги Тимохиной, «сегодня Новосибирск организовал устойчивые турпотоки и добился статуса туроператорского центра Сибири. Предложения авиакомпании могут разрушить сформировавшийся в Новосибирске туристический рынок, так как он лишится части туристов с Алтая. Объем сибирского рынка не такой уж большой, чтобы из каждого областного центра организовывалась собственная чартерная программа.

Еще одним поводом для недовольства у турфирм стало намерение «Сибири» повысить цены на чартеры в Испанию (с $390 до $550). В авиакомпании это объясняют отсутствием в авиапарке дальнемагистральных самолетов для полетов в эту страну (сейчас «Сибирь» делает дозаправку в Москве) и ростом цен (на 40%) на испанский турпродукт.

Все это привело к тому, что ряд новосибирских турфирм заявили о возможности привлечения альтернативного перевозчика для выполнения чартерных программ из Новосибирска. Как говорит гендиректор новосибирской компании «Акрис» Владимир Коуров, такой опыт у новосибирских турфирм уже есть (два года назад чартерные рейсы из Новосибирска в Испанию, Турцию и Болгарию выполняла компания «Кавминводы»). «Конкуренция между авиаперевозчиками в любом случае окажется выгодна туристам и ценой на билет, и сервисом. Сегодня цены «Сибири» завышены, и это дополнительное основание для привлечения альтернативного перевозчика».

Наиболее вероятными кандидатами на выполнение летней чартерной программы называются авиакомпании «КрасЭйр» (зимой она выполняла чартеры из Новосибирска в Таиланд) и «Трансаэро». В авиакомпании «КрасЭйр» говорят о том, что заявки на выполнение чартеров от новосибирских турфирм уже поступают. Однако пока речь идет о выполнении единичных чартеров. В «Трансаэро» от комментариев воздерживаются.

Впрочем, как считает директор компании «Olga Reisen» Ольга Кобец, попытки призвать на новосибирский рынок альтернативного перевозчика чаще всего заканчиваются единичными чартерами. «На мой взгляд, это не более чем попытка турфирм повлиять на ценовую политику авиакомпании «Сибирь». Поиск долгосрочного партнера не ведется непосредственно перед началом сезонной чартерной программы, а готовится задолго до ее начала», — говорит Ольга Кобец.

В авиакомпании «Сибирь» к демаршу турфирм относятся спокойно. По словам Владимира Гаврилова: «Беспокойство новосибирских турфирм по поводу открытия прямого рейса из Барнаула в Анталию можно объяснить тем, что большинство барнаульских турфирм являются турагентами и продают турпакеты новосибирских компаний в Алтайском крае. Если они начнут продавать свой турпродукт, то это не устроит новосибирские компании. Мы не исключаем, что этим летом может появиться еще один перевозчик на чартерных рейсах, если он будет предлагать более выгодные условия, чем «Сибирь». Как считает Владимир Гаврилов, поддержать нового перевозчика на каком-либо чартерном направлении может крупный игрок. Например, компания «Натали Турс», которая в Западной Сибири уже два года организует туры в Испанию. Окончательная чартерная программа «Сибири» будет принята на следующей неделе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ