Компания «Ди-Би-Эйч» (Москва), владеющая франшизой на развитие универмагов английской сети Debenhams, уже заявляла об открытии первого в Сибири Debenhams в Новосибирске. Однако не исключено, что сначала английский универмаг появится все-таки в Красноярске: это будет зависеть от готовности торговых площадок. Однако при любом раскладе английский универмаг, скорее всего, распахнет свои двери в «усеченном« формате и будет известен сибирякам как Desire of Debenhams.
Debenhams управляет 131 универмагом в Великобритании и Ирландии, еще 30 универмагов работают по франчайзингу в 15 странах. Сети принадлежит 55 собственных брэндов, в числе которых Red Herring, Thomas Man, Debut. Первый российский магазин открылся в Москве в 2006 году. До 2010 года планируется открыть четыре универмага Debenhams в Москве и 11 в регионах: три в Санкт-Петербурге и по одному в Нижнем Новгороде, Уфе, Казани, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новосибирске, Красноярске и Самаре.
Компания «Ди-Би-Эйч» была создана в составе RID Group (Москва) специально под проект «Debenhams в России«. Сегодня ГК RID Group ведет строительство торгово-развлекательного центра «Омега-Plaza» в Новосибирске, где Debenhams станет одним из якорных арендаторов. Планы открытия Debenhams в Красноярске появились достаточно давно сначала их озвучил холдинг «Марта»(Москва), владеющий в Красноярске «Торговым Кварталом на Свободном«. Холдинг был в числе соискателей франшизы Debenhams, однако в конечном итоге франшиза досталась все-таки »Ди-Би-Эйч«. Поскольку открытие «Омега-Plaza» планируется на 20082009 годы, универмаги в Новосибирске и Красноярске оказываются в состязательном контексте какой из Debenhams станет «первым сибирским», пока не ясно. По словам менеджера отдела недвижимости RID Group Эммы Коробкиной, очередность открытия будет определяться сугубо техническими факторами степенью готовности торговых площадей, на которых разместятся универмаги.
Эксперты и участники конфекционного рынка вопрос о первом сибирском Debenhams считают не столь принципиальным для Новосибирска. «Допускаю, что Debenhams в Красноярске откроется раньше, но не думаю, что «столичное ego» Новосибирска от этого пострадает, говорит генеральный менеджер направления fashion retail ГК «Конквест» Марина Кравцова. В Красноярск просто легче войти. Конечно, это и рынок тоже характеризует, но в этом вопросе все-таки хватает и чистой «геометрии« где площади нашлись, каковы их физическое качество и затраты на обустройство».
«Красноярск, где до недавнего времени положение с торговыми площадями было однозначно лучше, чем в Новосибирске, довольно легко попадал в планы торговых сетей, продолжает тему директор маркетингового агентства «Фабер» Ирина Данцаранова. Его ритейлерское реноме было выше, так сказать, «по сумме параметров«. Так что намерение »Ди-Би-Эйч« относительно этого города удивлять не должно. Красноярск самый предсказуемый соперник Новосибирска в деле освоения мировых марок».
Тем не менее формат общедоступного сетевого универмага в Красноярске развит меньше, чем в Новосибирске. И именно в силу этого появление Debenhams в этом городе может оказаться и более быстрым, и более эффективным для владельцев франшизы.
«Красноярск для формата вроде Debenhams может быть более привлекательным, поскольку конфекционный рынок там более «целинный», объясняет свою позицию директор Дома французской моды «Актуэль» Елена Дубовицкая. Там пока нет ничего подобного, хотя платежеспособность публики высока. Новосибирский контекст для Debenhams менее удобен, поскольку к нам уже пришли или вот-вот придут магазины, очень похожие на Debenhams по концепции, Zara, Marks & Spencer, Top Shop, Next в общем, обычный для крупных торговых центров букет марок. В Красноярске этот сегмент пока менее проработан, потому и аудитория более «концентрированная«, не охваченная брэндами-предшественниками. Ведь с появлением каждой новой марки платежеспособная аудитория не столько прибывает, сколько перераспределяется. Лавры первооткрывателей, думаю, привлекательнее».
Но какой бы из магазинов новосибирский или красноярский ни открылся первым, оба они будут принадлежать к так называемому усеченному формату. Как пояснила директор по маркетингу компании «Ди-Би-Эйч» Наталья Семенова, регионам адресована мини-версия универмага 12 тыс. кв. м против 35 тыс. кв. м полноформатного варианта. Будет отличаться и ассортимент: в московских магазинах представлены одежда и обувь для всех гендерно-возрастных групп, обязательны отделы парфюмерии и товаров для дома, тогда как в регионах будут лишь женский конфекцион, обувь и аксессуары. Предположительно, подвергнется изменениям и название универмага Desire of Debenhams вместо однословного «полноформатного» имени. Такое разделение формата на «столичный» и «периферийный» эксперты оценивают неоднозначно.
«С одной стороны, мини-версия это нормально при выходе на новые рынки, рассуждает Ирина Данцаранова. Подобным образом в России стартовали все западные универмаговские брэнды и Next, и Marks & Spenser. Так стартовали они и в силу дебютной осторожности, и ради экономии на аренде. Ведь годовая стоимость аренды стандартного европейского «store« в России равна $12 млн, а мини-вариант обходится вдвое дешевле $500900 тыс. Наконец, даже полноформатный московский Debenhams примерно в два раза меньше английского прототипа. С другой стороны, эта усеченность имеет явные политические издержки она фиксирует в сознании покупателя оппозицию »Москва-провинция«. Так что компании »Ди-Би-Эйч« придется проявлять максимум дипломатичности как в Красноярске, так в Новосибирске эти города больше всех в Сибири озабоченны своим статусом. И всякий намек на провинциальность травмирует их жителей. Наконец, бросается в глаза имиджевая шаткость формата довольно трудно доказать, что магазин, торгующий только женской одеждой, это универмаг».
Марина Кравцова убеждена, что привязанность store-франчайзи к усеченным форматам не более чем форма восприятия российского рынка: «Западные компании просто опасаются пока приходить в формате полноценных универмагов. Им пока удобнее мини-варианты. Но я не исключаю, что, окрепнув в нашем рыночном контексте, универмаги довольно быстро выйдут из этих тестовых рамок. Тем более что примеры подобного развития есть и у нас те же детские универмаги «ПАПАйЯ«, идущие по пути максимального расширения предложения».
Оптимизм Елены Дубовицкой более осторожен. Признавая разумность мини-версии Debenhams для более молодого и голодного красноярского рынка, она считает неосторожным ходом изъятие из новосибирского варианта мужского и детского конфекциона и товаров категории style of life. «Ведь именно эта широта и наполняет смыслом само слово «универмаг», настаивает Елена Дубовицкая. Я все-таки убеждена, что новосибирская версия изначально должна быть шире. Если, конечно, Debenhams намерен бороться за покупателя, а не просто «присутствовать».