Грядущее в результате муниципальной реформы перераспределение финансовых полномочий между органами власти грозит существенными потерями для местных бюджетов. По крайней мере так во всеуслышание заявляли руководители муниципалитетов на общем собрании Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), состоявшемся в Новосибирске 14-15 мая.
![]() |
|
На фото — мэр Томска Александр Макаров на общем собрании Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Фото Михаила ПЕРИКОВА
|
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уже вступил в силу, однако многочисленные поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, а также в другие законы РФ, регулирующие имущественные и финансовые отношения бюджетов разных уровней, до сих пор не приняты Госдумой. Окончательно закон должен вступить в силу 1 января 2006 года, поэтому время еще есть. А пока финансовые и имущественные проблемы, вероятные при реализации закона, активно обсуждаются на различных уровнях.
На прошлой неделе свои претензии к закону высказали мэры городов и руководители муниципальных образований, входящих в АСДГ. Дополнительный вес общему собранию Ассоциации придало участие в съезде представителей администрации президента, Минэкономразвития, Госдумы и Конгресса муниципальных образований.
Как заметил сотрудник МЭРТ Сергей Мирошников, муниципальная реформа полностью изменит характер существующей системы публичной власти в России: «Она перестанет быть хозяйствующим субъектом, а ее главной обязанностью станет обеспечение правовых условий развития экономики и повышения благосостояния населения».
Отвлекшись от высокой патетики, местные чиновники углубились в изучение финансовых и имущественных проблем реформы. Главный раздражитель местных органов власти — перераспределение налоговых доходов в пользу вышестоящих бюджетов. Как заявил в своем выступлении мэр Новосибирска и президент АСДГ Владимир Городецкий, из-за возможных изменений налоговых полномочий бюджет Новосибирска может потерять около 5 млрд руб. «Мы третий год подряд получаем подоходный налог в объеме 59,1%. В законе заложена норма 30%. Для какого-то города, прежде получавшего 15-20%, это благо. А нам это грозит тем, что бюджет с 12 млрд руб. уменьшится до 7,5 млрд. Я понимаю, что такого не должно произойти, но почему не должно, с помощью каких механизмов, пока не знаю», — сказал с трибуны Городецкий.
![]() |
|
Проблемы грядущего разделения налоговых доходов и полномочий вызывают неподдельный интерес у руководителей сибирских и дальневосточных городов. На фото слева — мэр Омска Евгений Белов, в центре — мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Фото Михаила ПЕРИКОВА
|
Руководитель департамента финансов мэрии Новосибирска Ольга Молчанова была более категорична: «Почему мы должны отвечать за то, что правительство не может обеспечить удовлетворение социальных потребностей населения? Органы местного самоуправления не могут быть овечками, идущими на заклание. Если нам передают полномочия, они должны быть обеспечены средствами».
О необходимости более тщательно подойти к распределению налоговых источников говорил и вице-президент АСДГ Роальд Бабун. «Закон оставляет на местном уровне слабо собираемые налоги», — заметил он. А по мнению председателя правления Конгресса муниципальных образований Валерия Кирпичникова, «главная беда — 40% средств по закону автоматически идут на перераспределение, а стимулы для развития собственной налогооблагаемой базы исчезают. Для многих муниципальных образований внешняя финансовая поддержка будет составлять 80-90%. При этом Минфин открыто говорит, что деньги, записанные в бюджетном законодательстве на перераспределение (те самые 40%, или 384 млрд руб.), — это миф. Реальные расчеты субъектов Федерации по этому закону показывают, что у консолидированных бюджетов регионов не будет денег даже на исполнение госполномочий, делегированных нижестоящим бюджетам».
Еще больше вопросов у муниципальных чиновников вызывает имущественное право. Так, согласно закону, муниципалитеты будут обязаны передать все имущество, способное приносить доход, другим органам власти до 2006 года или же приватизировать его до 2009 года. В муниципалитетах останется только та собственность, которая необходима для выполнения социальных функций. Например, жилищный фонд для малоимущих граждан. Проблема усугубляется тем, что в законе не прописано, как поступать с домами, в которых живут вполне благополучные граждане, не желающие приватизировать свои квартиры. Сергей Мирошников считает возможным в этом случае переводить квартиросъемщика в арендаторы. А депутат Госдумы Георгий Леонтьев считает необходимым ввести принудительную приватизацию, решение о которой может быть принято в ближайшие месяцы.
В целом общее собрание АСДГ стало хорошим способом показать взгляд на проблему муниципальной реформы «снизу», с точки зрения местной власти. Но не исключено, что у субъектов Федерации будет другой взгляд на эту проблему и свои убедительные аргументы.
Проблемы, возникающие при реализации закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обсуждались вчера в Москве с депутатами Федерального Собрания на круглом столе, который был организован ИД «Сибирь-Пресс» и газетой «Континент Сибирь». Подробный отчет о мероприятии и стенограмму выступлений участников читайте в спецвыпуске газеты 4 июня.