Ситуация, когда соискатель обращается одновременно в рекрутинговое агентство и напрямую к потенциальному работодателю, вполне распространенная. Однако в 2007 году многие эксперты рынка труда назвали новую тенденцию: наиболее дефицитные и высокооплачиваемые вакансии передаются в кадровые агентства.
Для обзора мы воспользовались выборкой самых высокооплачиваемых предложений по произвольной выборке вакансий: руководитель отдела продаж, руководитель отдела маркетинга, руководитель отдела персонала, менеджер по персоналу, руководитель отдела закупок, менеджер по закупкам, руководитель строительного проекта, начальник юридического отдела, юрист, специалист по логистике, медицинский представитель. Рассматривались предложения, размещенные на сайте novosibirsk.hh.ru с января по октябрь 2007 года (см. таблицу).
Для каждой вакансии в таблице приведены две компании, предложившие в 2007 году самую высокую заработную плату среди прямых работодателей, и две компании, предложившие самую высокую заработную плату среди кадровых агентств. Так, среди прямых работодателей самую высокую стартовую заработную плату (1600 у. е.) для руководителя отдела продаж предложила компания Softline, чуть ниже (1500 у. е.) — компания «Опус Новосибирск». А вот предложения кадровых агентств для таких специалистов существенно выше: Modern Staff размещало вакансию со стартовым окладом в 3000 у. е., «Люди дела» — 2400 у. е. Аналогично обстоит дело с предложениями для специалистов по логистике: кадровые агентства предлагали кандидатам рассмотреть вакансии с компенсацией, практически в четыре раза превышающей максимальное предложение со стороны прямых работодателей.
Встречаются и противоположные случаи, например, для руководителей строительного проекта прямой работодатель «Юнимилк» указал в вакансии заработную плату 4000 у. е., а максимальное предложение у рекрутинговых компаний 2400 у. е. («Сэйвур Консалтинг«).
Впрочем, при существующей тенденции передачи поиска по дефицитным вакансиям в агентство, все-таки не представляется возможным выявить закономерность, следуя которой работодатели отдают или не отдают дорогостоящие вакансии в кадровые агентства. Встречаются как компании, закрывающие все позиции самостоятельно, так и компании, персонал в которые подбирается исключительно с помощью участников рекрутингового рынка. По всей видимости, работа с кадровыми агентствами находится в прямой зависимости от принятой в компании кадровой политики, а также от объемов бюджета, предусмотренного на HR-услуги. Соискателям же для скорейшего достижения цели рекомендуется брать на вооружение все методы поиска работы.
Категория | Вакансия | Компания- работодатель |
З/плата, у.е. |
Рекрутинговая компания |
З/плата, у.е. |
Продажи | Руководитель отдела продаж |
1. Softline | 1600 | 1. Modern Staff | 3000 |
2. Опус Новосибирск | 1500 | 2. Люди дела | 2400 | ||
Маркетинг/ реклама/ PR |
Руководитель отдела маркетинга |
1. Информационные технологии и связь |
1800 | 1. Modern Staff | 2000 |
2. ТБМ-Сибирь | 1300 | 2. Новосибирское кадровое агентство |
2000 | ||
Управление персоналом / Тренинги |
Руководитель отдела персонала |
1. FACILICOM | 1500 | 1. Modern Staff | 2000 |
2. Компания Септима | 900 | 2. Kelly Services | 1200 | ||
Управление персоналом/ Тренинги |
Менеджер по персоналу |
1. Витамакс | 1200 | 1. Kelly Services | 1000 |
2. Diasoft | 1000 | 2. EMG Professionals | 900 | ||
Закупки | Руководитель отдела закупок |
1. Аптека- Холдинг |
2500 | 1. New agency | 1500 |
2. Витта | 1200 | 2. Призвание | 1000 | ||
Закупки | Менеджер по закупкам |
1. Солнечные продукты |
1200 | 1. Форум | 1500 |
2. Росинструмент | 1000 | 2. Центр кадровых технологий |
1000 | ||
Строительство/ недвижимость |
Руководитель строительного проекта |
1. ЮниМилк | 4000 | 1. Сэйвур Консалтинг | 2400 |
2. НовосибирскПром СтройПроект |
2000 | 2. New agency | 1700 | ||
Юриспруденция | Начальник юридического отдела |
1. Роста | 1500 | 1. Лила-Н | 1500 |
2. ЗТО (Завод Торгового Оборудования) |
1000 | 2. Kelly Services | 1200 | ||
Юриспруденция | Юрист | 1. Фосборн Хоум | 1000 | 1. ART-Персона | 1200 |
2. Пеноплэкс | 1000 | 2 Modern Staff | 1200 | ||
Транспорт/ логистика |
Специалист по логистике |
1. Росинструмент | 950 | 1. Kelly Services | 3600 |
2. Торговый дом «Империя» |
900 | 2. Анкор | 1200 | ||
Медицина/ фармацевтика |
Медицинский представитель |
1. Dendrite | 1500 | 1. Анкор | 1500 |
2. Лундбек Экспорт А/С | 1100 | 2. ИМИКОР-Сибирь | 1400 |
Прямая речь
Как лучше искать работу — через агентства или самостоятельно?
ОЛЬГА ДЕМЕНТЬЕВА, директор по работе с персоналом ООО «ТриС»:
— Еще два года назад мы практически все вакансии заполняли при помощи рекрутинговых агентств. Однако в этом году в бюджет были заложены лишь расходы на поиск наиболее дефицитных топ-менеджеров. С одной стороны, такой подход объясняется стремлением сократить расходы и тем самым повысить общую ликвидность предприятия. С другой — мы уже сами отработали технологию поиска продавцов, сотрудников бухгалтерии и обслуживающего персонала.
Я могу уже положительно оценить такую диверсификацию рекрутмента. В этом году мы открыли филиал компании в Перми и практически сразу нашли руководителей этого филиала при помощи агентства. Вполне успешными оказались кандидатуры финансового директора и главного бухгалтера. Несомненно, этих специалистов нам было бы весьма трудно подобрать, находясь в Новосибирске. А вот продавцов мы сумели найти за месяц благодаря массовому размещению объявлений в местной прессе. Думаю, каждая компания должна определять самостоятельно свою кадровую политику. Так же, как и соискатели — делать свой личный выбор в пользу самостоятельного поиска или в пользу агентства.
РЕНАТА КАТЫРОВА, управляющий партнер PBN-consult:
— Давайте будем честно смотреть на ситуацию — ведь это как раз рекрутинговые агентства создали «разделение вакансий». Уважающее себя агентство не будет «шерстить рынок» в бесконечном поиске разнорабочих. С большой неохотой агентства берутся за поиск кандидатов с зарплатой менее тысячи долларов — это невыгодно с точки зрения бизнеса. Вот так и появляются тенденции, когда менее оплачиваемые вакансии заполняются непосредственно работодателем самостоятельно. Но это не значит, что «сливки» — это только предложения от агентств. На самом деле, если перед акционерами компании стоит задача — найти или заменить генерального директора, сначала кандидатуру будут искать через личные связи. Так же, по рекомендациям, ищут кандидатуру на вакансии директоров структурных подразделений. И лишь при ограниченном круге соискателей обращаются в кадровые агентства. Так что мой совет соискателю — надо зарабатывать профессиональную репутацию, тогда востребованность на рынке труда будет обеспечена.