К заседанию Советов СФО и МАСС: монетизация льгот
Час расплаты по льготам
Сибирские губернаторы и мэры не слишком довольны монетизацией льгот. На фото — полпред президента в СФО Леонид Драчевский, за ним — новосибирский губернатор Виктор Толоконский (слева) и мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Фото Михаила ПЕРИКОВА
|
Отказ от нефинансируемых социальных мандатов (на сумму около 1,8 трлн руб.) и замена натуральных льгот денежным содержанием оформлены в виде 400-страничного пакета документов, вносящих изменения в 154 федеральных закона и отменяющих действия 41 закона. 2 июля закон о монетизации льгот был принят «пропрезидентской» Госдумой в первом чтении. Не стоит сомневаться, что в ближайшие месяцы закон обретет полноправный юридический статус.
С 2005 года натуральные льготы для 14,27 млн человек (инвалиды, участники ВОВ, герои СССР и России, блокадники, чернобыльцы и т. д.) будут заменены на денежные компенсации, на что федеральный бюджет потратит 171,8 млрд руб. Регионы получат право выбора — предоставлять льготы ветеранам труда, труженикам тыла, пенсионерам, детям-сиротам, многодетным или неполным семьям (всего более 20 млн льготников) или выплачивать им денежные компенсации. По расчетам Минфина, финансовое обеспечение социальной поддержки населения за счет монетизации льгот возрастет в четыре раза.
По оценке помощника полпреда президента в СФО, экс-губернатора Алтайского края Александра Сурикова, для территории с населением в 2,5 млн человек нагрузка в целом вырастет примерно на 2,5 млрд руб. Регионы свои дополнительные расходы оценивают по-разному. Так, специалисты администрации Томской области подсчитали, что передача на уровень субъекта РФ социального обслуживания около 350 тыс. жителей области приведет к росту дополнительных расходов региона на 1 млрд руб. Руководству Алтайского края, на территории которого льготами пользуется почти треть населения (763 тыс. человек при населении 2,5 млн), понадобится 2 млрд руб. (из них более половины составят выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий), столько же составит нагрузка для бюджета Кемеровской области.
Впрочем, в Минфине считают, что субъектам хватит средств для того, чтобы по крайней мере не ухудшить положение собственных льготников. Как заявил в интервью ИА «Интерфакс-АФИ» руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров, «для этого и происходит такой сдвиг налоговых источников: от местных бюджетов, с которых в пользу региональных «снимаются» расходные обязательства более чем на 380 млрд руб., часть налогов переходит на региональный уровень. В местных бюджетах с 2005 года не будет 2% ставки налога на прибыль, не будет 50% налога на имущество организаций, доля поступлений от подоходного налога снизится с 50 до 40%. То есть большая доля налогов переходит с местного на региональный уровень, и именно это перекрывает общее увеличение обязательств региональных бюджетов».
в связи с заменой натуральных льгот денежными компенсациями?
Регион | Нагрузка |
Новосибирская область | 2 млрд руб. |
Омская область | 5 млрд руб. |
Кемеровская область | 2 млрд руб. |
Красноярский край | 3 млрд руб. |
Томская область | 1 млрд руб. |
Алтайский край | 2 млрд руб. |
Губернатор Омской области Леонид Полежаев (справа) оценивает дополнительную нагрузку на бюджет в 5 млрд руб., но от социальных мандатов отказываться не намерен. Фото Михаила ПЕРИКОВА
|
Главным итогом социальной реформы Минфин считает децентрализацию ответственности. «Теперь регионам и муниципалитетам никто не навязывает расходные обязательства. Не хватает денег — не принимайте эти обязательства», — считает господин Лавров.
Однако сами регионы по очевидным причинам вряд ли воспользуются таким подарком и пойдут на полную отмену социальных льгот. Ситуация осложняется тем, что, кроме определенных законом льготников, практически в каждом регионе действуют местные законы о льготах различным слоям населения.
Так, в Новосибирской области несколько лет действует закон «О ветеранах труда Новосибирской области». Как заявил губернатор Виктор Толоконский на сессии облсовета 24 июня, финансовые средства на исполнение этого закона будут заложены в бюджет региона на 2005 год. В Кузбассе также налажена система соцподдержки ветеранов, в которую входят пенсия, бесплатный проезд, ежемесячные продуктовые наборы и др. «Сейчас многие регионы начали отменять свои льготы. Но мы этого делать не будем. Уверен, что в этом нас поддержат и депутаты», — заявил «КС» кемеровский губернатор Аман Тулеев. Подобной позиции придерживаются практически все сибирские губернаторы.
По мнению вице-губернатора Томской области по экономике Оксаны Козловской, основной задачей региональных властей в новых условиях станет перераспределение объема социальной помощи в пользу тех, кому она действительно необходима, — незащищенных слоев населения (детей, инвалидов, нетрудоспособных пенсионеров). «Льготы необходимо заменить денежными компенсациями, которые должны доходить до бывших льготников по принципу адресности и социальной справедливости», — заявила Оксана Козловская. А губернатор Александр Хлопонин уверен, что новая система распределения льгот станет более справедливой, эффективной и прозрачной, что позволит отсечь всевозможные посреднические структуры, наличие которых «ведет к разбазариванию, а порой и к прямому воровству средств, предназначенных для инвалидов и ветеранов».
По мнению депутата Новосибирского облсовета Вадима Агеенко, «сегодня никто не может сказать, сколько могут стоить полномочия, которые передаются на уровень субъекта РФ и муниципалитетов. Только город Новосибирск ежегодно на нефедеральные льготы тратит 1,7 млрд руб.». Чтобы обеспечить адресность и прозрачность, регионам до конца года предстоит создать базу данных льготников, провести инвентаризацию льгот, определить условия их получения и стоимостную дифференциацию в зависимости от степени нуждаемости, а также просчитать ожидаемые социальные последствия предстоящей замены натуральных льгот денежным эквивалентом для всех категорий льготников. Кроме того, за оставшиеся месяцы регионы должны принять соответствующие законодательные акты, инструкции, нормативы, организационно-техническую базу и объяснить действие нового механизма населению.
Например, членам правительства и депутатам Законодательного собрания Омской области придется внести изменения в бюджет региона на 2005 год и переработать более 150 местных законодательных актов. По подсчетам специалистов министерства финансов Омской области, в среднем денежная компенсация каждому льготнику должна составлять 3,5-4 тыс. руб. в месяц. При этом на сегодня механизм выделения этих средств в бюджете Омской области не отработан. «Нам предстоит понять, как заложить необходимые деньги в бюджет и как передать их льготнику», — говорит губернатор Леонид Полежаев.
Рост социальных обязательств вкупе с увеличением нагрузки на бюджеты, по оценке экспертов, приведет и к тому, что региональные власти будут вынуждены активно наращивать экономику территорий. «Возможности содержания льготников, финансового обеспечения других социальных расходов будут целиком зависеть от темпов роста экономики региона, от работы местного бизнеса, его прозрачности, уплаты налогов по месту производства», — уверен помощник полпреда президента в СФО Александр Суриков. Губернатор Виктор Толоконский полагает, что «бюджетом проблему социальных льгот полностью решить не удастся. Нужна более эффективная пенсионная система, поскольку увеличение размера пенсий снимает остроту предоставления льгот».
А председатель комитета по финансовой и бюджетной политике Законодательного собрания Омской области Олег Шишов считает, что монетизация льгот может быть выгодна федеральной власти в плане усиления контроля над региональными руководителями: «Я убежден, что депутатам Госдумы нужно начинать реформу с себя, а потом уже переходить к другим категориям льготников. А то получится так, что отменят все законы и скажут регионам — решайте сами, какие вам льготы нужны, а какие нет. И народу покажут — если губернатор не обеспечит эти законы на уровне региона, останетесь без льгот. Выбирайте такого губернатора, который вам эти льготы даст».