Метро стало жертвой

Новосибирский метрополитен стал жертвой банковского кризиса. Станция метро «Березовая роща», запуск которой планировался на конец 2004 года, может не открыться в срок. Для завершения всех работ не хватает около 200 млн руб. После того как банки отказались финансировать строительство, власти рассчитывают привлечь инвестиции из федерального бюджета. Впрочем, называются и другие причины дефицита денег — нецелевое использование уже выделенных средств.

Новосибирский метрополитен ежедневно перевозит более 200 тыс. пассажиров, 11 станций метро расположены в пяти из десяти районов города. Строительство станции «Березовая роща» начато в 2000 году компанией ОАО «Новосибирскметрострой». В 2003 году по инициативе заказчика строительства (служба управления заказчика по строительству транспортных и подземных сооружений — МУП «УЗСПТС») на смену «Новосибирскметрострою» приходит компания «Бамтоннельстрой», работавшая ранее на строительстве Северо-Муйского тоннеля на севере Бурятии. Сегодня новосибирское метро строит структура «Бамтоннельстроя» — ООО «Новосибирскметрострой-БТС».

Муниципальные власти нашли оригинальный способ привлечь инвестиции на строительство метрополитена. На фото — первый заместитель мэра Новосибирска Владимир Шумилов. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Как рассказал «КС» первый заместитель мэра Новосибирска Владимир Шумилов, на сегодняшний день строительство на станции метро «Березовая роща» практически завершено — заканчивается отделка служебных помещений. К чистовой отделке станции планируется приступить в октябре. По оценкам вице-мэра, при нормальном финансировании станцию с одним перегонным тоннелем реально сдать к концу года (второй тоннель планируется ввести в эксплуатацию в 2005 году). Однако камнем преткновения на пути метростроителей и местных властей стал вопрос финансирования этого строительства.

«Всего за 2004 год инвестиции в строительство «Березовой рощи» составили: из федерального бюджета — 130 млн руб., из областного и городского — по 100 млн, — говорит Владимир Шумилов. — Обычно при строительстве крупных объектов финансирование осуществляется за счет получения кредитов в банках (затем эти кредиты погашаются из бюджетных поступлений). Однако в июле этого года из-за банковского кризиса регулярность финансирования строительства метро была нарушена — банковские операции были сведены к минимуму, что негативно отразилось на темпе работ метростроителей». По словам Владимира Шумилова, на финальном этапе строительства регулярное финансирование особенно важно: «Большая часть отделочных материалов и оборудования закупается в других городах, поэтому приобретение их в долг практически невозможно. Мы поставлены в условия, когда нам необходимо найти новые схемы получения инвестиций, чтобы закончить строительство станции в срок». Как сообщил вице-мэр, сейчас на «Березовой роще» осталось выполнить строительные работы на 50 млн руб. и 160 млн нужно для субподрядных работ: «Для завершения строительства не хватает около 100 млн, не считая кредиторской задолженности перед подрядчиками (около 170 млн руб.)».

О финансовых трудностях строительства метро говорит и бывший подрядчик — «Новосибирскметрострой». В распоряжении «КС» оказалось письмо трудового коллектива ОАО «Новосибирскметрострой» к руководству муниципалитета. Метростроевцы полагают, что недостаток финансирования связан с тем, что функции заказчика и подрядчика на строительстве Новосибирского метрополитена сегодня выполняет одно лицо: «Основным учредителем нового генподрядчика ОАО «Новосибирскметрострой-БТС» является фирма ООО «Востокприбортехгаз», где 68% доли принадлежит Николаю Хвану, он же возглавляет службу заказчика МУП «УЗСПТС». Это позволяет вольно распоряжаться федеральными средствами в личных целях». Как сообщается в письме, «на 1 июня 2004 года на станции «Березовая роща» выполнено работ на сумму около 118 млн руб. По балансу генподрядной организации ООО «Новосибирскметрострой-БТС», на 31 декабря 2003 года выполнение собственными силами составило более 269 млн руб.».

Это дает метростроевцам основание полагать, что средства федерального, областного и муниципального бюджетов используются не по целевому назначению, так как лимит выделенных бюджетных средств на 2003 год составил 170 млн руб. (федеральные — 110 млн руб., областные — 50 млн, муниципальные — 10 млн руб.).

Еще одной проблемой в запуске «Березовой рощи» коллектив «Новосибирскметростроя» называет изменение метода проходки перегонного тоннеля. «Пусковой комплекс «Березовая роща» был создан с целью экономии с одним перегонным тоннелем. Сейчас при нехватке финансирования идет проходка второго тоннеля, что увеличивает стоимость строительства примерно на 200 млн руб.», — сообщают в «Новосибирскметрострое».

В компании «Новосибирскметрострой-БТС» отказались комментировать ситуацию, связанную с финансированием и сдачей в эксплуатацию станции метро «Березовая роща».

Местные власти намерены решить проблему финансирования строительства «Березовой рощи» и ввода станции в строй до Нового года за счет федерального бюджета. «Необходимые средства для того, чтобы «Березовая роща» была сдана к 2005 году, мы планируем привлечь из федерального бюджета», — заявил губернатор Виктор Толоконский на совещании с новосибирскими депутатами Госдумы, которое состоялось на прошлой неделе.

Впрочем, местные власти не исключают и более оригинальный вариант получения средств. По словам Владимира Шумилова, в качестве запасной схемы кредитования муниципалитет намерен привлекать инвестиции строительных компаний: «Для строительных организаций сегодня наиболее перспективными являются земельные участки на территориях, прилегающих к метро. Я думаю, что, предоставляя строителям землю вокруг метрополитена, мы можем рассчитывать на их помощь в финансировании его строительства. Однако говорить о каких-либо конкретных переговорах с компаниями пока рано».

Строительные организации относятся скептически к идее подобного сотрудничества. Как говорит коммерческий директор компании «Сибакадемстрой» Владимир Голованов, «мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы строить на таких дорогих и перспективных земельных участках, как прилегающие к метрополитену территории. Однако пока неизвестно, на каких условиях эта земля будет предоставляться. Не секрет, что сегодня административный ресурс по выделению земельных участков используется не вполне корректно. Возможно, что инвестиции в строительство метро окажутся не единственным условием такого договора с муниципалитетом».

По словам директора одной из строительных компаний, «практика, когда инвестор оплачивает стоимость участка метрополитена, а взамен получает от муниципалитета права аренды наземной части, уже применяется в Москве. Ни для кого не секрет, что свободных строительных площадок в городе становится все меньше».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ