Тайский сюрприз

На новосибирском туристическом рынке — крупный скандал. Компания «КрасЭйр», пытаясь выйти на новосибирский авиарынок, заявила о начале выполнения с 29 октября чартерной программы из Новосибирска в Таиланд. Большая часть билетов на эти рейсы уже продана. Но, как стало известно «КС», у красноярской авиакомпании до сих пор нет разрешения авиационных властей на выполнение полетов по этому маршруту. Для большинства новосибирских турфирм это оказалось полной неожиданностью.

Самолеты «КрасЭйр» летают в 50 городов России и 30 городов дальнего зарубежья. Парк самолетов компании составляет 37 воздушных лайнеров. За 9 месяцев 2004 года авиакомпания «КрасЭйр» перевезла 1,6 млн человек. Финансовый оборот компании составил более 6 млрд руб.

В авиакомпании «Сибирь» были удивлены, узнав, что в Бангкок собирается летать и «КрасЭйр». На фото — первый заместитель генерального директора «Сибири» Наталия Филева и председатель совета директоров Альберт Кошкин. Фото Михаила ПЕРИКОВА

В начале октября «КрасЭйр» объявила о начале чартерной программы из Новосибирска в Таиланд на Boeing-767 вместимостью 214 мест (кроме Новосибирска, компания намерена выполнять чартеры на Таиланд из Иркутска, Красноярска и Москвы). Первый беспосадочный рейс из Новосибирска в Бангкок запланирован на 29 октября. С ноября в расписании авиакомпании — еженедельные рейсы из новосибирского аэропорта Толмачево на Таиланд.

Появление еще одного авиаперевозчика на популярном направлении вызвало ажиотаж среди новосибирских турфирм, которые изначально строили свою «тайскую» программу с авиакомпанией «Сибирь». По словам директора Западно-Сибирского регионального филиала «Сибири» Дмитрия Верховода, сегодня рейс «Сибири» из Новосибирска в Бангкок является регулярным. «По межправительственному соглашению между Россией и Таиландом «Сибири» был присвоен статус назначенного регулярного перевозчика», — подчеркивает он.

При этом бизнесмены отмечают, что данное направление не настолько популярно, чтобы обеспечить достаточное количество пассажиров на рейсах двух авиакомпаний. Однако с объявлением таиландской программы «КрасЭйр» многие новосибирские турфирмы решили пересмотреть свои договорные отношения с «Сибирью». Так, по словам директора турфирмы «Гларус-турс» Юрия Чуйкова, «стоимость летних перевозок «Сибирью» была завышена как минимум на 10-15%». Его поддерживает директор турфирмы «Скатт» Тамара Трубицына: «Турфирмы вынуждены обращаться к услугам иногородних компаний, которые устанавливают более привлекательные тарифы». А гендиректор турфирмы Olga Reisen Ольга Кобец называет появление еще одного перевозчика необходимостью: «Уже сегодня можно говорить о том, что цены на авиаперевозки в Таиланд заметно снизились по сравнению с теми, что были заявлены месяц назад». Как отмечает госпожа Трубицына, «в начале октября тарифы «Сибири» на Таиланд в среднем на $200 превышали цены «КрасЭйр». Сегодня они находятся примерно на одинаковом уровне (11-дневный тур в двухместном номере гостиницы уровня 3 звезды — $798)».

Одним из главных партнеров «КрасЭйр» на рейсах из Новосибирска в Таиланд выступает московская турфирма «Натали-Турс» (до этого два года турфирма работала с авиакомпанией «Сибирь»). По словам президента «Натали-Турс» Владимира Воробьева, минимальный блок мест, который взяла «Натали-турс» у «КрасЭйр», — 50 кресел в неделю. «К сожалению, авиакомпания «Сибирь» не могла в полном объеме удовлетворить наши запросы, мотивируя отказ дефицитом мест, — говорит господин Воробьев. — Сегодня по отправке туристов из Западно-Сибирского региона мы предполагаем рост объемов на 60%». Как отмечают в «Натали-Турс», сегодня из 50 мест на рейс «КрасЭйр» на 3 ноября продано 33.

Директор туристского агентства авиакомпании «Сибирь» Марина Риффель удивлена позицией местных туроператоров: «Не понимаю, почему сначала они выступают против выхода на рынок крупных московских игроков, а потом «усаживаются» с ними на один и тот же рейс, тем самым поддерживая «москвичей»?!». Госпожа Риффель не удивлена тем, что большинство билетов на первый рейс «КрасЭйр» уже продано: «У нас тоже почти все билеты проданы. Конечно, ведь 29 октября — это начало каникул! Но уверена, что в конце ноября — начале декабря рейсы и «КрасЭйр», и «Сибири» будут полупустыми».

Однако амбициозные планы красноярских авиаторов оказались под вопросом. Несмотря на то что до начала чартерной программы «КрасЭйр» остается неделя, у красноярских авиаторов до сих пор нет разрешения авиационных властей на полеты из Новосибирска в Таиланд.

В Западно-Сибирском окружном межтерриториальном управлении воздушного транспорта Минтранса РФ «КС» сообщили, что пока «КрасЭйр» не предъявит руководству аэропорта Толмачево лицензию Федерального агентства воздушного транспорта на право полетов по маршрутам Красноярск-Бангкок-Новосибирск и Бангкок-Новосибирск-Бангкок, слоты (время прилета и отлета из аэропорта) не могут быть предоставлены.

Это подтвердил «КС» и заместитель гендиректора аэропорта Толмачево Алексей Чертенков: «Мы заинтересованы в новом крупном авиаперевозчике, но пока вопрос о появлении «КрасЭйр» в Новосибирске остается открытым, и утверждать, что рейсы красноярской компании состоятся, преждевременно».

В самой компании «КрасЭйр» отказались комментировать информацию о наличии документов на право выполнения полетов из Новосибирска в Таиланд.

Авиакомпания «Сибирь» уже сейчас говорит о том, что в случае срыва рейсов «КрасЭйр» вряд ли сможет предоставить дополнительные самолеты для того, чтобы увезти пассажиров красноярской компании. «Этим летом нашей авиакомпании уже пришлось возить в Турцию пассажиров авиакомпании «Самара», попавших в подобную ситуацию. Программа полетов «Сибири» в Таиланд уже утверждена, и снова выручать тех, кто надеется на авось, мы не сможем», — говорит менеджер по связям с общественностью авиакомпании «Сибирь» Евгений Филянин.

Для большинства новосибирских турфирм информация о проблемах со слотами «КрасЭйр» оказалась неожиданной. Тамара Трубицына сообщила «КС», что ничего не знает об отсутствии у «КрасЭйр» разрешения на чартеры из Новосибирска. В компании «Натали-Турс» корреспонденту «КС» также сказали, что не слышали о проблемах «КрасЭйр» с получением необходимых документов для полетов: «В любом случае отношения турфирмы и авиаперевозчика регулируются договором, где указано, какую ответственность несут обе стороны в ходе сотрудничества».

По словам гендиректора турфирмы «Акрис» Владимира Коурова, «если чартерная программа «КрасЭйр» из Новосибирска сорвется, это будет скандал, так как практически все билеты на эти рейсы проданы». Руководитель еще одной из новосибирских турфирм, пожелавший остаться неназванным, уверен, что в этом случае новосибирские турфирмы понесут огромные убытки. Справедливость этих прогнозов можно будет проверить уже через неделю.

Барнаул подвел «Сибирь»
По словам гендиректора турагентства авиакомпании «Сибирь» Марины Риффель, еще до начала летнего туристического сезона предполагалось, что в свободную продажу на регулярные рейсы в Анталью поступит 30% мест каждого рейса. «Любой желающий мог этим летом приобрести билет до Антальи в кассах «Сибири», — говорит Марина Риффель. — Делалось это для того, чтобы понять, насколько пассажирам интересно и удобно самостоятельно приобретать авиабилеты на турецкий курорт, не обращаясь в турфирмы. Однако по просьбам новосибирских туроператоров количество билетов, находящихся в свободной продаже, было сокращено до 10%».

Но, по словам госпожи Риффель, эта услуга не пользовалась спросом у пассажиров: «Сейчас мы изучаем причины этого явления. Предполагается, что в следующем году в свободной продаже будет всего по пять-десять мест каждого регулярного рейса в Турцию или эти места будут проданы турфирмам».

Напомним, что этим летом «Сибирь» впервые начала регулярные рейсы в Анталью из Новосибирска, Кемерова, Иркутска, Барнаула (раньше компания выполняла эти рейсы на чартерной основе). Загрузка рейсов в Турцию из Кемерова, Иркутска и Новосибирска считается хорошей — более 90%. «Это направление мы будем развивать и в следующем году», — сообщила Марина Риффель.

В то же время загрузка рейсов из Барнаула составила в среднем около 80%. Заказчиком этих рейсов была администрация Алтайского края, места на рейсах продавали барнаульская компания «Возрождение-тревел» и новосибирские туроператоры: «Капитан Грант», «Скатт» и сама авиакомпания «Сибирь». По словам гендиректора, «если в следующем году заказ на этот рейс от администрации Алтайского края не поступит, то не исключено, что выполняться они не будут. Авиакомпании «Сибирь» они показались экономически невыгодными».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ