Гонка вознаграждений

По мнению специалистов кадровых агентств Новосибирска, главный итог года — рост не зарплат, а бонусных частей вознаграждения. Однако менеджеры по персоналу осторожно замечают, что бонусы выплачиваются далеко не всем, а только наиболее отличившимся работникам.

Руководители новосибирских компаний учатся поощрять сотрудников, работающих больше и лучше других (фото сделано на конференции «Достижение лидерства в отрасли»). Фото Аркадия УВАРОВА

По оценке управляющего партнера кадрового агентства Business Connection Ильгиза Валинурова, к основным тенденциям изменений зарплат можно отнести серьезный рост вознаграждений топ-менеджеров. «Если не брать в расчет добывающие отрасли, то Новосибирск лидирует по уровню зарплат, — говорит господин Валинуров. — Ни в одном другом городе Сибири, будь то Красноярск, Барнаул или Омск, руководителям компаний не будут платить столько, сколько готовы платить здесь. В соседних регионах зарплата в $2-3 тысячи является пределом мечтаний, а в Новосибирске это становится привычным уровнем. Кандидаты знают себе цену и к предложению в $5-7 тысяч относятся просто как к адекватному восприятию их на рынке труда, а не как к прихоти владельцев, пожелавших «купить» модного руководителя».

Как ни странно, но аналитики затрудняются назвать отрасль, в которой были бы установлены в 2004 году самые высокие зарплаты. Так, в агентстве «АНКОР» (Новосибирск) самым доходным считают телекоммуникационный рынок. В агентстве Business Connection, по предварительным данным по итогам года, лидером называют сферу дистрибуции (особенно руководителей среднего и высшего звена), а также выделяют страховщиков.

Что касается «высокооплачиваемых» специальностей, то первыми в списке по росту оплаты труда оказались специалисты по маркетингу, обогнавшие традиционных лидеров — «продажников». Аналитик новосибирского филиала кадрового агентства «АНКОР» Мария Арсеньева отмечает, что «если в конце 2003 года средняя зарплата директоров по маркетингу составляла 25,5 тыс. рублей, то в июле-августе 2004 года она была уже 40 тыс. рублей. Зарплаты сотрудников отделов продаж также выросли — в среднем они теперь составляют 23 тыс. рублей». В «АНКОРе» говорят о средней зарплате в коммерческих структурах Новосибирска в размере 12,7 тыс. рублей, включая премии.

Ильгиз Валинуров объясняет замедление роста зарплат менеджеров по продажам тем, что в прошлом году рост был достаточно серьезным, в связи с чем в 2004 году его динамика несущественна. Тем не менее это одни из наиболее высокооплачиваемых специалистов — среднее вознаграждение начальника отдела продаж приближается к тысяче долларов.

Среди основных причин роста уровня оплаты труда маркетологов в кадровых агентствах называют расширение компаний внутри города и выход на региональные рынки. В компаниях существует и другая точка зрения. Директор по персоналу ТК «Караван» Мария Павина говорит, что рост зарплат вызван необходимостью приведения вознаграждений в соответствие со средним городским уровнем. Информацию о таком уровне в компаниях черпают из объявлений о вакансиях и обзоров зарплат.

Рост заработных плат связан прежде всего с увеличением бонусной части вознаграждения, в то время как оклад меняется незначительно. «В уходящем году заметно выросла нефиксированная часть дохода (бонусы), — отмечает Мария Арсеньева. — Результативность работы сотрудника получает материальное выражение».

В новосибирских компаниях действительно применяют бонусные системы, но предпочитают делать это осторожно. Кроме традиционных ежемесячных процентов от оборота, успешные менеджеры могут рассчитывать на премию в конце года. По словам специалиста по связям с общественностью Новосибирского филиала ОАО «ВымпелКом-Регион» Юлии Утешевой, в компании действует гибкая и справедливая система премирования сотрудников, которая связана с оценкой эффективности их работы. «Поскольку эффективность измеряется в количественных и качественных показателях, то любой сотрудник всегда имеет четкое представление о том, по каким критериям будет оцениваться его работа в конце периода — квартала, полугодия, года, — объясняет госпожа Утешева. — Премия по итогам года, так называемая Profit Share, является вознаграждением всем членам команды »Би Лайн» за их вклад в развитие бизнеса, а величина выплаты конкретному сотруднику зависит от достижения персональных целей, которые ставила перед ним компания в прошедшем году».

Директор по персоналу ООО «Витта» («Сибирский бальзам») Ирина Дзядукова рассказывает, что премии по итогам года в компании выплачиваются в индивидуальном порядке, это не носит массового характера. Основанием для премирования является мнение руководства о вкладе сотрудника в успех компании.

Похожий подход демонстрирует и ООО «АРПИ Сибирь». По словам заместителя генерального директора по персоналу компании Людмилы Сваровской, выплата бонусов имеет место. «Генеральный директор оценивает вклад сотрудника, оценка носит качественный характер, — объясняет госпожа Сваровская. — Вклад менеджера оценивается с учетом перспективы его работы в компании. Фиксированной суммы годового бонуса пока нет».

В следующем году кадровые агентства прогнозируют дальнейший рост уровня зарплат в региональных компаниях, объясняя это различными причинами. «То, что происходит с зарплатами в Новосибирске, во многом повторяет ситуацию на рынке труда в Москве и Санкт-Петербурге один-два года назад, — говорит Мария Арсеньева из «АНКОРа». — Можно сделать вывод, что зарплаты, скажем, маркетологов продолжат расти, как это уже было в столицах».

Ильгиз Валинуров из Business Connection прогнозирует в 2005 году больший рост заработных плат среди специалистов в области маркетинга, управления персоналом, чем в среднем по рынку. «Это будет обусловлено желанием многих компаний выйти на существенно новые уровни развития бизнеса и в первую очередь за счет сильных внутренних ресурсов, использования уже накопленного потенциала, — говорит господин Валинуров. — Другое дело, что таких специалистов нет в Новосибирске в необходимом количестве, и рынок может «перегреться». Компании будут платить серьезные зарплаты, но столкнутся с трудностями при подборе кандидатов».

Рост вознаграждений сотрудников новосибирских
компаний в 2004 году

Позиция Оклад (по отношению
к 1.12.2003)
Среднемесячное
вознаграждение с бонусами
(по отношению к 1.12.2003)
Исполнительный директор 20% 50%
Директор по персоналу 17% 24%
Руководитель отдела логистики 19% 14%
Грузчик 8% 19%
Начальник отдела маркетинга 16% 30%
Начальник отдела рекламы 55% 55%

По данным агентства «АНКОР» (Новосибирск)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ