Хаб благословили

13 ноября на заседании Госсовета в Красноярске президент России Владимир Путин публично поддержал идею создания в Красноярске мультимодального транспортного комплекса. У представителей новосибирского аэропорта Толмачево — главного конкурента красноярского хаба — это не вызвало озабоченности.

Один из идеологов создания мощного транспортного хаба в Красноярске Борис Абрамович может быть доволен — его идею «благословил» президент. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Начал выступление на Госсовете Владимир Путин с проблем транспортной отрасли. «В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из строя, стала технически непригодной, морально устаревает. Только несколько примеров: за последние 15 лет количество действующих аэропортов в стране сократилось в четыре раза. Большая часть железнодорожного парка, воздушных и речных судов выработала предельные сроки эксплуатации. Износ основных фондов речных портов составляет от 50% до 70%. А износ аэропортовой сети приблизился к критической отметке в 80%», — заявил президент.

В то же время глава государства подчеркнул, что за последнее время в транспортном комплексе произошли положительные изменения. В частности, уже начала действовать Транспортная стратегия России до 2020 года, а изменения в Бюджетном кодексе позволяют заключать госконтракты на весь срок строительства крупных объектов. Однако, по словам Путина, всех этих мер недостаточно для развития отрасли.

Министр транспорта Игорь Левитин перечислил успехи в транспортной отрасли. «С 2002 года грузооборот в России увеличился на 29%. За этот же период в два раза вырос объем инвестиций в основной капитал. В 2006 году этот показатель составил 490 млрд рублей, а в этом году, по нашим прогнозам, он вырастет до 770 млрд рублей, то есть прирост составит 43%», — рассказал собравшимся господин Левитин.

При этом он отметил медленный рост развития транспортной инфраструктуры и недостаточное финансирование аэродромной сети. «Если финансирование сохранится на прежнем уровне, то к 2020 году у нас останется 230 аэродромов», — заметил Левитин.

По мнению губернатора края Александра Хлопонина, одним из инструментов по привлечению дополнительных средств в инфраструктуру мог бы стать выпуск специальных облигаций. «Позитивно, что подобные проекты поддерживаются Инвестиционным фондом России. Однако ограничиваться в инструментах государственно-частного партнерства только Инвестфондом — неправильно. Например, можно вспомнить достаточно позитивный опыт выпуска инфраструктурных облигаций, который использовался в царской России при строительстве Транссиба, а сегодня блестяще используется при организации финансирования инфраструктурных строек в Китае и Казахстане. Организация подобных облигационных займов могла бы стать очень полезным направлением работы для Банка развития», — подчеркнул Хлопонин.

«Ключевое значение для развития транспортной инфраструктуры в России будет играть формирование мощной сети опорных аэропортов — хабов, — считает Александр Хлопонин. — У нас две трети пассажиропотока летает через московский авиаузел. Занимая шестую часть суши, мы в мировом авиационном транзите умудряемся контролировать лишь несколько процентов. Все эти тенденции невозможно исправить без разумного планирования в России сети опорных аэропортов международного значения».

«У нас идет очень удачное сотрудничество с администрацией Красноярского края по созданию первого, пожалуй, в России авиационного грузового хаба, и буквально за три года сотрудничества с «КрасЭйр» нам удалось сформировать устойчивый грузопоток из Китая и Японии в Европу, мы практически «с нуля« за три года достигли грузооборота в 15 тыс. тонн, это практически уровень Санкт-Петербурга», — рассказал президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин.

Владимир Путин поддержал идею создания в Красноярске мультимодального транспортного узла. «Мы не случайно собрались для обсуждения этих проблем именно здесь. Что касается крупного авиационного перевалочного комплекса, вы знаете эту тему, она давно обсуждалась, еще с бывшим губернатором Александром Ивановичем Лебедем это обсуждали. Мне приятно, что вы продолжаете эти идеи, пытаетесь их реализовать. Думаю, что нам удастся это сделать», — заявил в Красноярске Путин. Напомним, на базе красноярского аэропорта планируется запустить мультимодальный транспортный комплекс. Примерный объем инвестиций в наземную инфраструктуру комплекса составит около $600 млн. «Мы рассчитываем на частно-государственное партнерство в равных долях между частным капиталом и государственными вложениями. Если учесть инвестиции частного капитала в перевозочную деятельность и создание маршрутной сети в размере $150–200 млн, то доля частных инвестиций составит 70%», — рассказал генеральный директор «КрасЭйр» Борис Абрамович в феврале этого года на инвестиционном форуме в Красноярске. («КС» N 7 от 23.02.2007). Ориентировочно заявка в Инвестиционный фонд на создание в Красноярске мультимодального транспортного комплекса будет подана в 2007–2008 годы.

В то же время глава государства поддержал идею создания подобных транспортных узлов и в других городах России. «Речь идет о комплексе мер по созданию на территории Российской Федерации инфраструктуры крупных авиатранспортных узлов, таких, как мы собираемся делать в Красноярске. Речь идет и о Москве, и о Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске. Во всех этих населенных пунктах, во всех этих точках, во всех этих крупных центрах возможно осуществление таких проектов», — заявил президент.

По мнению депутата Законодательного собрания, руководителя регионального отделения «Деловой России» Виктора Зубарева, заявление президента активизирует создание красноярского комплекса. «Мы выиграли борьбу у наших конкурентов — Иркутска и Новосибирска. И сейчас реализация этого проекта пойдет более активно. Если в Новосибирске идет строительство только второй взлетно-посадочной полосы, то мы уже принимаем международные грузовые рейсы. Так, например, недавно в Красноярск из Торонто привезли более 200 голов племенного скота», — отметил в беседе с «КС» парламентарий.

Главным конкурентом Красноярска позиционируется новосибирский аэропорт Толмачево. Инвестор — компания «, объем инвестиций в авиатранспортный узел — $280 млн. В этом году в развитие аэропорта было вложено $60 млн.

Несмотря на публичную поддержку Красноярска со стороны первого лица государства, новосибирская сторона не сомневается в перспективах своего проекта. «Что касается якобы существующей борьбы между новосибирским и красноярским аэропортами за право называться «хабом«, то, в первую очередь, давайте уйдем от этого слова. Хабом в некотором смысле и мы, и Красноярск уже являемся. Если вопрос в том, кто будет больше и крупнее, то поживем — увидим. Грузов и пассажиров хватит всем, и я абсолютно нормально отношусь к тому, что заявляют красноярцы и кем они хотят стать. Но их пожелания ни в коем случае не отменяют наши. Так что каждый аэропорт развивается своим путем, конкуренция с Красноярском адекватна нашим задачам, и в перспективах Толмачево я не сомневаюсь», — подчеркнул генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Алексей Чертенков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ