«Инмарко» прирастает «Белочкой»

В конце февраля компания «Инмарко» стала обладателем специализированной розничной сети по продаже мороженого «Сибирская белочка» (Омск). Потратив на киоски около 5 млн руб., «Инмарко» ожидает увеличения своих омских продаж на треть. Участники рынка позитивно оценивают сделку для «Инмарко», однако говорят о тенденции постепенного снижения потребительского спроса к уличным продажам мороженого, а увеличения — к мини- и супермаркетам.

Компания «Инмарко» является лидером российского рынка по объему производства мороженого. Она основана в 1993 году, владеет ОАО «Омский хладокомбинат «Инмарко», фабрикой «Мороженое «Инмарко» в Новосибирске и красноярской компанией «Милана-Н». Объем продаж «Инмарко» в 2004 году составил 36,5 тыс. тонн мороженого (10% рынка), оборот — около $65 млн (в 2003-м — $49 млн). Планы производства на 2005 год — 48 тыс. тонн. Ближайший конкурент «Инмарко» — «Русский холод» — произвел 20 тыс. тонн мороженого.

«Сибирская белочка» (ЧП Белимов) основана в 1998 году братьями Сергеем и Игорем Белимовыми. Это второй по объемам производитель мороженого в Омске. Компания владеет ОАО «Кормиловский молочный завод» (Омская область), имеет собственную торговую сеть. Объем производства и финансовые показатели компании не разглашаются.

По мнению экспертов, компания «Инмарко» совершила удачную сделку в Омске. На фото — председатель совета директоров компании Дмитрий Докин. Фото Михаила ПЕРИКОВА

После трехнедельных переговоров компания «Инмарко» стала обладателем торговой сети из 40 киосков, принадлежащих «Сибирской белочке». По словам директора «Сибирской белочки» Игоря Белимова, решение продать киоски было вызвано новой стратегией компании, предполагающей отказ от специализированной продажи мороженого при расширении фирменной торговой сети со смешанным ассортиментом (и мороженое, и молочные продукты). «Это совершенно иной тип киосков, требующих совершенно других маркетинговых подходов», — заявил «КС» господин Белимов. По его словам, компании «Инмарко» каждый киоск обошелся в сумму от 120 до 150 тыс. руб. — в зависимости от места расположения.

Сделка позволила компании увеличить собственную розничную сеть в Омске на 30% — до 167 киосков. Председатель совета директоров компании «Инмарко» Дмитрий Докин ожидает, что вслед за расширением торговой сети в скором времени произойдет и увеличение объемов местных продаж — также на 30%. (По данным компании «Инмарко», объем омского рынка мороженого — 5708 тонн в год.) До конца года компания намерена расширять свое присутствие в Омске, развивая как розничную сеть киосков, так и брэндированные морозильные лари в торговых точках. Долю на омском рынке и объемы продаж «Инмарко» не раскрывает.

По словам гендиректора ЗАО «Русский холод» (Омск, филиал концерна «Русский холод») Дмитрия Шерегеды, предложение от «Белочки» купить ее розничную сеть поступали всем участникам рынка. «Через киоски проходит львиная доля продаж, но так как сейчас мы заняты другими проектами, было принято решение отказаться от этой покупки. Однако уже летом планируем начать создание фирменной киосковой сети». Занимая около 10-15% рынка, компания «Русский холод» сейчас осуществляет свои продажи исключительно через магазины — у нее всего два киоска. Господин Шерегеда не исключил, что с приобретением киосков «Инмарко» действительно сможет на 30% увеличить продажи в Омске.

«Это вполне выгодная для «Инмарко» сделка, — считает руководитель пресс-службы новокузнецкого производителя мороженого «Снежный городок» (входит в пятерку лидеров российского рынка) Наталья Сикорская. — Однако 40 киосков — это не столь большой объем, чтобы существенно увеличить свою долю на рынке. Например, мы через разных дистрибьюторов продаем продукцию в Омске более чем через 100 киосков. А в Кемеровской области имеем свыше 600 киосков». По словам госпожи Сикорской, киоски выгодно держать летом, когда через них проходит основной объем продаж, зимой же уличная торговля замирает, а мороженое покупают в супермаркетах.

Схожего мнения придерживается и исполнительный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов: «Более 50% всех продаж мороженого в сибирских городах проходит через киоски, в летнее время их доля увеличивается до 70-80%. В то же время в Москве наблюдается тенденция перехода покупательских предпочтений от киосков к мини- и супермаркетам. Думаю, что постепенно то же самое будет характерно и для Сибири».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ