Корпоративные одежды

Старший специалист по связям с общественностью макрорегиона «Сибирь» ОАО «МТС» Илья Стахеев приходит на важные совещания в костюме, хотя в обычное время носит свитер и джинсы. Руководитель отдела маркетинга ЗАО «Авантел» Валентин Мерзликин предпочитает носить одежду, которая будет удобна, но в то же время выдержана в определенном стиле — черные джинсы, серый свитер. А специалист по маркетингу компании «ДубльГИС» Юлия Кузнецова не верит, что «рабочее настроение может быть навеяно пиджаком и носками в тон брюк». Так в каких тогда компаниях должен быть введен жесткий дресс-код?

По мнению консультантов, роль стандартов в области офисной одежды будет снижаться. Фото Михаила ПЕРИКОВА

В середине 90-х годов дресс-код (свод правил, определяющих стиль одежды офисных служащих) зависел исключительно от степени лояльности генерального директора. Менеджеры среднего звена до сих пор делятся с коллегами историями о самодурах-начальниках, заставляющих сотрудников носить определенную одежду, или о панках-программистах, волей руководства наряженных в деловой костюм. Сегодня деление на тех, кто обязан носить костюм и галстук, и на свободных от правил сотрудников происходит не между целыми компаниями, а между специалистами разных отделов. Жесткий дресс-код предписан тем, кто является «лицом компании» и в чьи служебные обязанности входит общение с клиентами. Юлия Кузнецова, скептически относящаяся к идее регламентированной одежды, тем не менее признает, что в компании корпоративный дресс-код принят для сотрудников отдела продаж — для персонала «первой линии», непосредственно контактирующего с клиентами. «Первое впечатление определяет многое в деловых контактах, поэтому соответствие деловому стилю — один из важных пунктов в нашей системе оценки при аттестации менеджеров по продажам», — говорит Юлия Кузнецова. Генеральный директор консалтинговой группы «Энима» (Омск) Валерий Ярмошик считает, что необходимость дресс-кода во многом зависит от вида деятельности компании, от функций каждого департамента компании и каждого специалиста конкретно. «Для меня любые правила, регламентирующие деятельность персонала в компании, должны преследовать одну цель — повышение эффективности труда каждого конкретного специалиста и эффективности компании в целом», — рассказывает господин Ярмошик.

Чтобы избежать проблем в процессе работы, компании предпочитают знакомить потенциальных сотрудников с дресс-кодом уже на этапе собеседования, а все правила, касающиеся делового стиля, закреплять в трудовых договорах. Генеральный директор ЗАО «Зап-СибТранстелеком» Александр Соловьев рассказывает, что при приеме на работу многое оговаривается в трудовом соглашении — не рекомендуется носить трикотажные майки, шорты, бриджи, декольтированные платья, прозрачные блузки, укороченные юбки. «Сотрудники должны выглядеть опрятно, — объясняет господин Соловьев. — Особенно требовательное отношение у нас к сотрудникам коммерческой службы — к тем, кто непосредственно общается с клиентами компании. Здесь для мужчин обязателен галстук и рубашка, классическая обувь. Для женщин — пиджак, юбка или брюки, блузка, туфли. И если сотрудник коммерческой службы придет в офис одетым несообразно ситуации, то ему обязательно будет сделано замечание».

Чаще всего правила дресс-кода формируются на уровне высшего руководства, но бывают случаи поощрения инициативы сотрудников. Наиболее интересной кажется идея, о которой рассказала PR-менеджер сибирского филиала «Евросети» Татьяна Тарасова: «Один из акционеров компании, Евгений Чичваркин, предложил выплачивать от компании компенсацию тем продавцам, которые купили себе одежду желтого цвета».

Впрочем, по мнению консультантов, роль стандартов в области офисной одежды будет снижаться. Специалист по работе с клиентами The Willard Group/Burson-Marsteller Moscow Юлия Берзой уверена, что «деловой мир будет постепенно уходить от корпоративности. Многие менеджеры среднего звена готовы сменить работодателя на того, кто предоставит им возможность оставаться самим собой. В конце концов, у людей есть тысячи других способов потерять свое «я».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ