Повышение эффективности деятельности сотрудников является постоянной головной болью для работодателей. Чтобы повысить эффективность работы сотрудников, необходимо правильно их стимулировать. Для правильного же стимулирования нужно понимать, что именно может замотивировать ваш персонал.
На мотивацию сотрудников влияют самые разные факторы. Например, комфортная обстановка на рабочем месте. На фото — офис АНКОР в Новосибирске. Фото Михаила ПЕРИКОВА
|
Несколько лет назад в новосибирском кадровом агентстве АНКОР занимались разработкой системы мотивации сотрудников отдела рекрутмента. Первым делом был определен портрет сотрудника, выделены те качества и мотивы, которые будут способствовать достижению бизнес-целей компании. «Сотрудникам было предложено ответить на вопросы анкеты по поводу того, что стимулирует сотрудников работать в компании, — вспоминает консультант АНКОРа Маргарита Чижова. — Это позволило увидеть, совпадают ли ожидания руководства от сотрудников с реальной ситуацией. Кроме того, в дальнейшем при найме мы использовали мотивационную шкалу как один из инструментов».
Консультант кадрового агентства Business Connection Светлана Борисова считает, что система оплаты как таковая не мотивирует сотрудника к повышению своей производительности. «В большинстве российских компаний не всегда понятно даже самим сотрудникам, за что конкретно им выплачиваются бонусы, — объясняет Борисова. — В крупных западных компаниях руководителей обучают навыкам мотивации сотрудников (например, постановке задач, предоставлении правильной обратной связи), этот ресурс используется ими довольно активно». В российских же компаниях такое обучение встречается нечасто, поэтому применение мотивационных средств управления обычно зависит от личности руководителя и его готовности стимулировать деятельность персонала.
Маргарита Чижова уверена, что понятия мотивации, стимулирования и оплаты труда необходимо разделять. «Мотивация — это нечто присущее человеку, то, что его побуждает к действиям, его внутренние мотивы, — говорит Маргарита Чижова. — А стимулирование — это то, что воздействует извне».
Если человек мотивирован профессионально, то в качестве стимула может быть использована возможность получения новых знаний и опыта. Если мотивация сотрудника исключительно материальная, то эффективнее будет стимулировать его возможностью увеличения дохода.
Руководитель группы PR-дивизиона «Восток» фармацевтической группы «РОСТА» Дмитрий Лазарев считает, что системы материальной и нематериальной мотивации должны органично дополнять друг друга и применяться с учетом потребностей и ценностей каждого отдельного сотрудника. «При этом самое важное — знать меру, поскольку и недостаток, и переизбыток отдельных способов стимулирования могут привести к демотивации сотрудника, — отмечает господин Лазарев. — Важно также чередовать приемы материальной и нематериальной мотивации, чтобы у сотрудников не было «привыкания».
Специалисты утверждают, что поощрение должно быть соразмерно объему, сложности и качеству выполненной задачи. При этом сами рабочие задачи могут выступать отличным инструментом мотивации. Но только при условии, что они будут сложнее и интереснее, чем рутинная работа.
Мотивация сотрудников может меняться. Если в первые полгода человеку более важно закрепиться в компании, то через год, вероятнее всего, ему захочется увидеть перспективы карьерного роста. По мнению HR-специалистов, отслеживать такие изменения — задача не только специалистов по работе с персоналом, но и линейных менеджеров.