Аэропорту грозят санкциями за недоработки заправщика

Невыгодная экономическая ситуация, в которую попал кемеровский аэропорт, продолжает усугубляться. Цены авиазаправщика, работающего в Международном аэропорту Кемерово (МАК), на авиатопливо выше, чем в соседних регионах, из-за чего у МАКа возникают сложности при заключении новых договоров на обслуживание авиакомпаний. Теперь к этому добавились и претензии компаний, работающих с МАКом уже не первый год, — они несут дополнительные расходы из-за задержек в работе кемеровского авиазаправщика. Увеличиваются и убытки собственника имущества кемеровского топливно-заправочного комплекса: с авиазаправщиком до сих пор не заключены все необходимые договоры.

В Кемерове, несмотря на наличие двух топливозаправочных компаний, нет реальной конкуренции в секторе топливозаправочной деятельности в аэропорту (об этом «КС» писал в N 12 за 2006 год). Есть оператор, сертифицированный для осуществления топливозаправочной деятельности, но у него нет договора аренды имущества кемеровского ТЗК (ЗАО «ТЗК Аэропорта Кемерово», дочерняя компания ООО «Аэрофьюэлз»), и есть оператор, пока не сертифицированный, обладающий имущественными правами на ТЗК (ООО «ТЗК Международный аэропорт Кемерово»). Первый заправляет самолеты, а второй несет убытки, связанные с эксплуатацией имущества для осуществления топливозаправочной деятельности. 31 декабря 2005 года у ЗАО «ТЗК АК« истек договор аренды на имущество кемеровского ТЗК. Комитет по управлению госимуществом Кемеровской области не продлил договор аренды и передал право собственности на ТЗК ООО «Авиа-Сити», и договор аренды «дочке» «Аэрофьюэлза» надо было заключать с ним. Ни с ним, ни с ООО «ТЗК МАК», которому имущественные права на ТЗК были переданы в мае, ЗАО «ТЗК АК» договор аренды так и не заключило.

«Договор аренды трансформировался в договор по оказанию услуг, — комментирует директор ООО «ТЗК МАК» Юрий Перевозник. — Раньше мы планировали сдать им в аренду технологическое оборудование, но теперь предлагаем своими силами и средствами осуществлять перемещение авиатоплива. ЗАО «ТЗК АК« отправляет в наш адрес как получателя цистерны с авиатопливом, поскольку он сам не может быть получателем такого груза — он не является владельцем железнодорожного тупика в ТЗК. Мы оплачиваем подачу и уборку вагонов, вносим другие платежи, топливо из цистерн сливаем в резервуары. Сейчас между нами заключено два договора — на хранение топлива и об оплате железнодорожных расходов. Но иногда наши резервуары оказываются переполненными, и потому сейчас речь ведется о заключении договора услуг по перемещению авиатоплива (тогда слив будет осуществляться в их резервуары). Это должно быть правовым образом закреплено, потому что это опасный производственный объект. Но договор об оказании услуг по перемещению авиатоплива только обсуждается. Там та же самая сумма — 560 тыс. руб., которую мы раньше проставляли в договоре аренды, куда входят все затраты — от перемещения топлива до страховки».

ЗАО «ТЗК АК» такая ситуация тоже не устраивает — договор аренды не был им подписан, хотя переговоры велись с начала года, сейчас затягиваются переговоры по заключению договора по оказанию услуг. При этом компания не обращается в судебные органы, а шлет телеграммы в различные инстанции. «В связи с воспрепятствованием сливу авиатоплива, поступившего в адрес ЗАО «ТЗК Аэропорта Кемерово« со стороны компании ООО «Авиа-Сити» и ООО «ТЗК Международный аэропорт Кемерово», создалась критическая ситуация с обеспечением воздушных судов авиатопливом в аэропорту Кемерово, — говорится в телеграмме гендиректора ЗАО «ТЗК АК« Дениса Ямникова директору МАКа Александру Рейху. — В этой связи заправки рейсов авиакомпаний в аэропорту Кемерово начиная с 00 часов 25.05.2006 не гарантируются».

Директор кемеровского аэропорта говорит о том, что в емкости ЗАО «ТЗК АК» топливо сливать вообще нельзя, поскольку они построены незаконно и должны быть снесены или перемещены за 10-километровую границу от аэропорта — в соответствии с «Федеральными правилами использования воздушного пространства». «Сегодня ЗАО «ТЗК АК« признает, что четыре возведенные им емкости построены незаконно, — комментирует Александр Рейх. — Тем не менее они запросили у нас согласования на земельный участок — хотя согласовывать можно только размещение сооружений. Но у нас запланировано на этом участке строительство пожарной станции, и мы дали предписание снести или перенести за 10-километровую черту эти незаконно построенные резервуары». Кстати, ситуация с незаконным возведением топливных резервуаров дочерней компанией «Аэрофьюэлза» в Кемерове не уникальна. Такая ситуация возникла и в аэропорту Елизово, где работает еще одна «дочка» «Аэрофьюэлза« — ООО «Аэрофьюэлз-Камчатка», о чем уже писали федеральные СМИ (газета «Труд» от 31.05.06).

Но нарушения кемеровская «дочка» «Аэрофьюэлза» допустила не только в строительстве емкостей для топлива. Как сообщили «КС» в региональном Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в начале мая этим ведомством была проведена проверка деятельности ЗАО «ТЗК АК». По итогам проверки были выявлены существенные нарушения, в частности, то, что заправщиком не была проведена экспертиза промбезопасности, связанная с транспортировкой опасных веществ, нет резерва материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий возможных аварий. Также в акте-предписании Ростехнадзора от 11 мая отмечено, что у ЗАО «ТЗК АК» нет в наличии «на праве собственности или аренде зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности». «Транспортные средства, перевозящие топливо, не проходят техосмотр, не имеют допусков к перевозке опасных грузов… Эти нарушения представляют угрозу как для самого аэропорта, так и для безопасности воздушных полетов», — говорится далее в документе.

Юрий Перевозник говорит о том, что на данный момент ЗАО «ТЗК АК» возместило ООО «ТЗК МАК» затраты по договорам возмещения стоимости услуг железной дороги и по договору хранения топлива. «Но за перемещение топлива ООО «ТЗК МАК» так ничего и не получило, — говорит Юрий Перевозник. — ЗАО «ТЗК АК« затягивает подписание договора о перемещении топлива, из-за этого мы не можем пока вернуть полученные нами при выполнении этих работ убытки в размере более 2,5 млн руб.».

Но от такой ситуации убытки несет не только ООО «ТЗК МАК». По словам Александра Рейха, из-за того, что в Кемерове цена заправщика на авиатопливо выше, чем в среднем по Сибири, на 1,5 тыс. руб. за тонну, МАК не может заключить договоры с новыми авиакомпаниями на обслуживание их рейсов. Претензии стали предъявлять и проверенные партнеры МАКа. «АК «Красноярские авиалинии» убедительно просит решить вопрос по заправке наших воздушных судов, — говорится в телеграмме заместителя гендиректора по производству авиакомпании «КрасЭйр» Евгения Рузаева директору МАКа. — Мы вынуждены просить аэропорты для посадки рейсов АК «КрасЭйр« — Петропавловск-Камчатский, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток — о продлении регламента от двух до трех часов… Каждый час продления стоит 50 тыс. руб. Если не будут приняты меры, мы вынуждены будем выставить все дополнительные расходы в ваш адрес». «Есть еще и претензия от авиакомпании S7 («Сибирь») о недоливе 1,5 тонны топлива, — говорит Александр Рейх. — Если «КрасЭйр» выставит нам претензии, то мы переадресуем эти претензии заправщику. У той же «КрасЭйр« нет претензий к нам по аэропортовому обслуживанию». Последнее утверждение «КС» подтвердил вице-президент альянса авиаперевозчиков AiRUnion Владимир Демидов. «Получается, что заправщик подрывает нашу деловую репутацию», — делает вывод Александр Рейх.

И директор кемеровского аэропорта, и Юрий Перевозник уверены, что ситуацию в МАКе может спасти только проведение сертификационных проверок — как ООО «ТЗК МАК», так и ЗАО «ТЗК АК». Первое уже получило сертификат на проведение лабораторных исследований топлива, получение сертификата на ведение топливозаправочной деятельности находится «в процессе», поскольку законодательно не оговорены сроки проведения такой сертификации. В ЗАО «ТЗК АК» сертификационная проверка должна пройти потому, что сейчас изменился его имущественный статус в кемеровском топливо-заправочном комплексе (договор аренды закончился уже более пяти месяцев назад). По мнению экспертов, от итогов этих проверок зависит развитие МАКа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ