Лидер с харизмой

Антон Калабин — основатель тренинговой компании «Школа харизматических лидеров», консультант, директор и совладелец компании «Камео», а также автор книг по менеджменту. В эксклюзивном интервью газете «КС» господин Калабин рассказал о том, кто такой харизматичный лидер и как воспитать харизму в себе.

Фото Ильи КАБАНОВА

— Что такое харизматическое управление? Чем оно отличается, например, от административного стиля руководства?

— Харизматическое управление может осуществлять только харизматичный лидер. Такой руководитель не использует широко ни материальную мотивацию, ни принуждение. Хотя, если честно, ничего эффективнее прямого принуждения нет. Дешевле всего взять в руки плетку и «вытянуть» человека поперек спины. Вот только при такой системе управления можно заставить людей исполнять четко прописанную механическую работу, которую легко контролировать. А современный мир требует практически ото всех работников принятия творческих решений. И если мы хотим, чтобы люди сами принимали решения, — принуждение и деньги как инструмент управления не работают.

Обеспечить нематериальную мотивацию может только харизматик. Похвала от незначимого человека не воспринимается всерьез. Если человек ничего не понимает в изобразительном искусстве и говорит, что я хорошо рисую, — для меня его слова будут пустым звуком. А вот если меня похвалит признанный художник — у меня «вырастут крылья», и я, забыв о хлебе насущном, буду рисовать целыми днями. Задача руководителя — стать таким «великим художником» для своих сотрудников. То есть быть харизматичным лидером.

— Можно ли развивать харизму, если она не заложена с рождения?

— Все, что тренируется, развивается. Харизма — это набор конкретных свойств, умений и качеств. Тренируя каждое из этих качеств по отдельности, мы тем самым повышаем и харизму в общем.

— И как это сделать?

— Практических составляющих харизмы две: умение убеждать людей в своей правоте и умение вести их за собой. Они состоят из набора еще более простых умений. Чтобы убеждать, нужно уметь донести до людей свою мысль, обладать убедительным голосом, владеть средствами невербального общения, вести себя спокойно и уверенно — в этом случае доверие к вам возрастает. После этого вступает в действие вторая составляющая харизмы — умение повести за собой. Вы должны быть значимым человеком для своей аудитории; надо выделить, какие признаки для аудитории значимы, и сразу станет понятно, как этого достичь. Кроме этого, нужно обладать энергией, чтобы увлечь людей.

— Существуют какие-то специальные упражнения?

— Нельзя быть харизматичным вообще, можно быть харизматичным только для какой-то конкретной аудитории. Конечно, развитие множества навыков позволяет быть харизматичным для большого числа целевых групп, но в любом случае, когда харизматик хочет кого-то убедить, он должен понимать, кого именно он собирается убеждать. Поэтому упражнение достаточно простое: нужно назначить самому себе целевую аудиторию. Потом выделить значимые для аудитории параметры, по которым вас будут оценивать. Если, например, для аудитории очень важен размер вашего годового дохода и вы начнете свое выступление именно с этого — следующие полчаса можно говорить о чем угодно, внимание вам уже обеспечено. Через какое-то время вы сможете автоматически оценивать аудиторию и понимать, с каким посланием к ней надо обращаться в первую очередь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ