On-line для читателей

Новосибирская компания «Топ-книга», работающая в сегменте оптово-розничных продаж, решила активно развивать онлайн-торговлю. Сегодня компания разрабатывает серьезную стратегию работы собственного интернет-магазина. По словам представителей «Топ-книги», в планах компании — конкурировать с сайтом Ozon.ru.

Оптово-розничная компания «Топ-книга» была основана в Новосибирске в 1995 году. Сейчас компания развивает несколько форматов магазинов: «Книгомир» (классические книжные магазины площадью 200–500 кв. м), «Литера« (крупноформатные магазины cash & carry площадью 800–2000 кв. м) и »Лас-книгас« (гипермаркеты с торговой площадью 1,5–3 тыс. кв. м). Розничная сеть »Топ-книги« включает в себя сегодня около 400 магазинов общей торговой площадью порядка 120 тыс. кв. м. Интернет-торговлей «Топ-книга» занялась в 1998 году, организовав одновременно интернет-магазин и отдел «Книга — почтой». Сегодня ассортимент интернет-магазина компании — порядка 100–130 тысяч наименований.

Интернет-магазин Ozon.ru был основан в 1998 году в Москве. Сегодня ассортимент сайта включает в себя книги, музыкальную и видеопродукцию, программные продукты, мультимедийные игры, электронику и цифровую технику (всего более 250 тысяч товаров). В 2005 году оборот интернет-магазина Ozon.ru составил $19,3 млн. За прошлый год компания отправила более 596 тысяч заказов, основная их часть пришлась на Москву и Санкт-Петербург (59%), остальная — на Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Тюмень, а также ближнее и дальнее зарубежье.

Как рассказала «КС« начальник отдела связей с общественностью Лариса Рогозина, сегодня компания разработала глобальную стратегию развития бизнеса «Топ-книги» в Интернете. «Ее первый шаг — снижение с августа цен в нашем интернет-магазине на 30–45%. Помимо этого, мы намерены ввести ряд дополнительных услуг для покупателей. Полной перестройке будет подвергнута вся технология доставки товара, его путь от склада через магазин «Топ-книги» и оттуда до заказчика. Предполагается, что вскоре клиент при оформлении своего заказа в нашем интернет-магазине сможет сразу выбирать наиболее удобный с его точки зрения магазин, где он предпочел бы оплатить и получить свой заказ, — говорит Лариса Рогозина. — В целом же у компании очень большие планы на Интернет, озвучивать которые мы пока не будем, также как и вложения в проект«. По словам Рогозиной, пристальное внимание «Топ-книги» к интернет-торговле связано с высокой привлекательностью данного сегмента. «Сегодня на этом рынке главным конкурентом является Ozon.ru, — продолжает Лариса Рогозина. — И хотя мы не строим иллюзий насчет этой компании (у нее очень сильные позиции), мы планируем с ней конкурировать«.

В самом Ozon.ru заявлением «Топ-книги» несколько удивлены. «Насколько я знаю, эта компания всегда достаточно сдержанно относилась к интернет-торговле, — отмечает PR-менеджер интернет-магазина Ozon.ru Михаил Ятковский. — Тем не менее ее решение объяснимо, хотя оно и запоздало года на два. Российский рынок интернет-торговли считается привлекательным и в последние пять лет он постоянно растет. Среднегодовые темпы роста составляют 50–70%. Плюсы «Топ-книги» в том, что у нее хорошая логистика по всей стране — это сокращает время доставки товара. А минусы — компании придется в кратчайшие сроки пройти путь, который Ozon.ru прошел за восемь лет«. Кроме того, по мнению Ятковского, «Топ-книге» понадобятся строительство единого брэнда в Интернете и серьезные вложения в рекламу (ежегодные затраты только на рекламную кампанию в Сети составляют порядка $500–700 тыс.). «Эта компания пользователям Интернета неизвестна, к тому же в рознице она продвигает сразу несколько брэндов, — считает Михаил Ятковский. — Поэтому, на мой взгляд, есть вероятность, что в первое время продажи интернет-магазина «Топ-книги» будут больше концентрироваться в Новосибирске и Сибирском регионе«.

Другие участники российского интернет-рынка и эксперты решение «Топ-книги» оценивают неоднозначно. «Несмотря на то что кредит доверия к всемирной Сети, а тем более к платным услугам в регионе еще недостаточно высок, определенный рост спроса на интернет-услуги есть, — отмечает PR-директор торговой сети «МИР« (компания развивает и розничную, и интернет-торговлю) Елизавета Тотунова. — Это связано с двумя основными причинами: растущим уровнем компьютеризации и, соответственно, повышением компьютерной грамотности населения».

А по мнению второго вице-президента ИГ «Мамонов« Екатерины Мамоновой, решение «Топ-книги» вообще сложно поддается оценке. «Сегодня многие люди все еще предпочитают делать покупки в обыкновенных магазинах. Тем не менее у интернет-магазинов есть своя аудитория — например, молодежь. И, на мой взгляд, торговля в режиме on-line достаточно перспективна при условии развития оплаты через кредитные карты — в Интернете удобство оплаты очень важно, — считает Екатерина Мамонова. — Что же касается конкуренции «Топ-книги» с Ozon.ru, она вполне вероятна. Но я считаю, что снижение цен — не самый удачный ход. Это может ударить по рознице самой новосибирской компании, к тому же неизбежное последующее повышение цен приведет к оттоку покупателей интернет-магазина «Топ-книги«. Компании нужна активная маркетинговая программа, включающая в себя другие виды мотивации для покупки через Интернет».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ