Духовность с берегов Невы

Спектаклем «Борис Годунов» открыл гастроли в Новосибирске санкт-петербургский Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова. Театр приезжает в столицу Сибири в первый раз, но для его художественного руководителя, известного артиста Кирилла Лаврова, эти гастроли — возвращение в детство: сюда он был эвакуирован в шестнадцатилетнем возрасте и отсюда ушел на фронт.

Художественный руководитель БДТ Кирилл Лавров вернулся в Новосибирск через 64 года. Фото Михаила ПЕРИКОВА

На встрече с журналистами, посвященной началу гастролей, замечательный артист первым делом рассказал, что именно здесь, в эвакуации, в 1942 году началась его трудовая карьера — в возрасте 16 лет он начал работать физруком в городском саду имени Сталина: «Задача у меня была — повесить волейбольные сетки, дать мячик, и пока трудящиеся играли, я сидел, а потом собирал сетки и мячи и сдавал в кладовую. Потом мне это надоело, и я ушел на завод. Завод N 325, как сейчас помню, Наркомата боеприпасов, который находился по Красному проспекту за переездом… В 17 лет ушел добровольно на фронт. Так что у меня с Новосибирском очень много связано, помню стадион «Спартак«, на котором я гонял в футбол. Все это было, страшно сказать, 64 года назад. Через 64 года я снова вернулся в этот город…» Он признался, что «не мог не сделать такое лирическое отступление, потому что меня переполняют такие чувства — сами понимаете, как важно вспомнить места, где ты жил мальчишкой».

На пресс-конференции Кирилл Лавров, представляя привезенные спектакли, больший упор делал на постановках главного дирижера театра Темура Чхеидзе — «Борисе Годунове», «Марии Стюарт» и «Доме, где разбиваются сердца» — именно они в полной мере выражают идеологию театра, заложенную еще Товстоноговым: «Разбудить совесть». Когда 17 лет назад, после смерти Георгия Товстоногова, Кирилл Лавров стал худруком театра, тбилисский режиссер Темур Чхеидзе стал первым приглашенным для постановок режиссером, а не так давно, после долгих уговоров, согласился стать главрежем.

Кирилл Лавров, говоря о сохранении традиций Товстоногова, настойчиво подчеркивал, что театр ни в коем случае не застыл в своем развитии, не превратился в музей, что БДТ остается восприимчив к новациям и новому языку. Что, кроме серьезных «духоподъемных» спектаклей, в афише театра есть и спектакли более легкие, для массового зрителя. И что сочетаются они достаточно органично.

Как сочетаются они, можно было судить уже в первые дни гастролей. Овациями встречал переполненный зал Алису Фрейндлих с Олегом Басилашвили в типичном бродвейском шлягере Нила Саймона «Калифорнийская сюита» — любовь народная к своим кумирам столь велика, что для восторга было достаточно уже того, что замечательные актеры просто вышли на сцену. Не говоря уж о том, что они хорошо играли вполне поверхностные три любовные истории немолодых людей. Сам спектакль по режиссуре не сильно отличается от типичных образцов антрепризы — разве что декораций побольше.

Поставленный восемь лет назад «Борис Годунов», которым открывались гастроли, оказался действительно очень традиционным спектаклем, притом достаточно монотонным и, рискну сказать, скучным. Возможно, потому что оказались выброшены самые живые места пушкинского шедевра — допустим, немалого комического потенциала сцена в корчме у литовской границы. Режиссер превратил народную драму в трагедию личности — и на первом плане терзающийся, лицедействующий Годунов. Публика, в день второго показа заполнившая зал далеко не полностью, аплодировала, однако, от души. Можно было даже подумать, что рассказом о своей новосибирской юности Кирилл Юрьевич растрогал новосибирцев, и овации после «Бориса Годунова», в котором Лавров играет Пимена, относились, возможно, не только к актерскому мастерству труппы, но и к биографии ее художественного руководителя.

Жаль, что театр не побывал в Новосибирске во времена, когда у штурвала стоял Товстоногов. Но тогда, по словам Лаврова, БДТ был востребован во всем мире — и побывал с гастролями везде, кроме Австралии. А сегодня приезд БДТ — событие, безусловно, важное, но изрядно запоздавшее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ