Аэропорты вошли в пике

В крупнейших сибирских аэропортах (Толмачево и Емельяново) по итогам работы за 9 месяцев отмечается снижение важных показателей по сравнению с прошлым годом. Так, в Толмачево, помимо традиционного сокращения суммарной взлетной массы, в этом году отмечается еще и уменьшение пассажирских перевозок. А в аэропорту Емельяново зафиксировано снижение грузоперевозок на 8%. В то же время эксперты считают, что говорить о полноценной негативной тенденции пока рано. Более того, в Толмачево снижение перевозок считается плановым.

Согласно отчетности за 9 месяцев 2006 года, аэропорты Толмачево и Емельяново снизили важные производственные показатели. В частности, в новосибирском аэропорту Толмачево продолжается уменьшение суммарной взлетной массы (за 9 месяцев 2006 года — 881,5 тыс. тонн, что на 1,6% меньше, чем за тот же период 2005 года). Также впервые за три года в Новосибирске отмечено снижение перевозок пассажиров (за 9 месяцев перевезено 1,28 млн человек, что на 0,8% меньше по сравнению с прошлым годом). В аэропорту Красноярска Емельяново на фоне увеличения количества перевезенных пассажиров (почти 888,4 тысячи человек, что на 6% больше аналогичного периода 2005 года) сократились грузоперевозки (за 9 месяцев принято и отправлено 12 076 тонн грузов, что на 8% меньше уровня прошлого года).

В прошлом году в Толмачево также отмечалось незначительное снижение общей суммарной массы. В Красноярске, в отличие от Новосибирска, до сих пор был стабильный рост как пассажирских, так и грузовых перевозок.

«Снижение общей суммарной массы в аэропорту Толмачево связано с заменой малогрузных лайнеров Ил-76 на большегрузные ДС-10 и Боинг-747, — считает директор по экономике ОАО «Аэропорт Толмачево« Анатолий Греков. — Таким образом, для обеспечения того же количества перевозок понадобилось сделать меньшее количество рейсов, что и отразилось на показателях общей суммарной взлетной массы».

Консультант отдела консалтинга ЗАО «АКГ РБС» в СФО Алексей Федяшев также считает, что снижение суммарной массы в Толмачево главным образом обусловлено «стремлением авиакомпании использовать более легкие суда с целью экономии топлива». «Во всяком случае именно такое объяснение приводится в годовом отчете компании за 2005 год», — сказал господин Федяшев.

Как пояснила корреспонденту «КС» ведущий эксперт отдела продажи грузовых перевозок альянса AirUnion Евгения Елисеева, ситуацию со снижением грузоперевозок в красноярском аэропорту предвидели. «В прошлом году у нас эксплуатировался лайнер Ил-76, который осуществлял регулярные рейсы (один-два раза в неделю) в Южно-Сахалинск, — говорит госпожа Елисеева. — В этом году ресурс машины закончился. Было принято решение не продлять контракт на эксплуатацию этого судна, чем и объясняется снижение количества грузоперевозок. Однако сейчас в аэропорту составляется программа по оптимизации грузовых перевозок, думаю, к концу года ситуация исправится».

Аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков считает, что снижение объемов грузоперевозок — общероссийская тенденция. «Объем грузовых авиаперевозок в России сокращается второй год подряд, что связано с высокой стоимостью таких услуг — в нашей стране перевозки дешевле осуществлять железнодорожным или автомобильным транспортом, — считает господин Фильченков. — В данном случае о каких-то дополнительных угрозах развитию новосибирского и красноярского аэропортов говорить не приходится».

В причине снижения показателей пассажирских перевозок Анатолий Греков склонен видеть резкое сокращение обслуживания транзитных пассажиров. «В прошлом году авиакомпания «Аэрофлот-РА» с связи с временным запретом полетов на воздушных судах Ил-96 осуществляла перевозку пассажиров в Юго-Восточную Азию на Ту-154 и Ил-86 и была вынуждена совершать транзитную посадку в Новосибирске, что обеспечило новосибирский аэропорт более чем 30 тыс. транзитных пассажиров, — рассказывает господин Греков. — В этом году авиакомпания осуществляет перелет на Ил-96, не требующий дополнительной транзитной посадки. Кроме этого, авиакомпания «Пулково« сократила частоту полетов на Пекин, что также отразилось на показателях транзитных пассажиров».

Несмотря на то что говорить о снижении показателей работы сибирских аэропортов как о твердой тенденции рано, эксперты уверены, что повод задуматься у компаний уже есть. «На мой взгляд, снижение числа обслуженных пассажиров — негативный фактор для Толмачево, — говорит Фильченков из ФИНАМа. — Пока оно носит незначительный характер и не приведет к существенному материальному ущербу. С другой стороны, этот факт может говорить о том, что модернизация аэропорта идет недостаточными темпами».

А старший аналитик ООО «Русские инвесторы-Сибирь» Вероника Белкович считает, что разделение авиабизнеса в Красноярске (сегодня аэропорт является структурным подразделением «КрасЭйр», но в январе 2007 года планируется принять решение о разделении аэропорта и авиакомпании), намеченное на начало 2007 года, может осложнить положение в Толмачево: «Отделение аэропорта Емельяново будет способствовать снижению тарифов и привлечению других авиаперевозчиков, что естественным образом скажется на производственных показателях новосибирского аэропорта», — резюмировала госпожа Белкович.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ