Автомобильный ажиотаж

Прошедший год для официальных автодилеров Сибири в очередной раз стал рекордным по количеству проданных автомобилей. Дилеры заявляют о значительном росте объемов продаж — в среднем от 30% до 80% и более. Только в Новосибирске, по оценкам местных автодилеров, в 2007 году было продано от 12 до 14 тыс. новых иномарок. В целом же рынок Сибири в прошедшем году оценивается в 25–30 тыс. автомобилей.

Наиболее высокую динамику в Сибири демонстрирует марка Toyota, которая, по предварительным оценкам, уже стала лидером в регионе. Фото Виталия ВАЛИШЕВСКОГО

Уверенный рост продаж демонстрирует самый крупный в Новосибирске мультибрэндовый салон «Автолэнд-Сибирь». За 10 месяцев 2007 года компания реализовала 3387 автомобилей, тогда как за весь 2006-й — немногим более 2500 авто. С учетом прогнозных объемов на ноябрь-декабрь планировалось, что рост продаж в 2007 году составит более 70%. Спрос особенно подстегивает появление новых моделей. Из ярких событий этого года PR-менеджер ООО «Автолэнд-Сибирь» Ольга Пономарева отметила выход на рынок кроссовера Mazda CX-7. Заказы на данный автомобиль расписаны вплоть до августа 2008-го. «Ford представил долгожданную новинку — обновленный седан бизнес-класса Mondeo. Сразу три новых модели выпустил шведский концерн Volvo — концептуальное спорткупе Volvo С30, универсал Volvo V70, а также кроссовер на его базе — Volvo XC70. Яркой новинкой от компании Mitsubishi (МMC) стал обновленный Mitsubishi Lancer. Этот компактный седан С-класса остается хитом продаж в линейке МMC. А Hyundai представила новое поколение седана Elantra», — рассказывает Ольга Пономарева. В конце 2008 года «Автоленд« планирует открытие своего второго дилерского центра, который разместится на левобережье Новосибирска.

Менее года понадобилось ЗАО »СЛК-Моторс« (управляет дилерскими центрами Toyota, Lexus, Renault, Nissan), чтобы стать лидером по продажам новых иномарок в Новосибирске. Большим успехом »СЛК-Моторс« в этом году стало получение статуса официального дилера по марке Nissan, а также приобретение компании »Рено-Сибирь« (официального дилера Renault), которая позволила «СЛК-Моторс» охватить нижний ценовой сегмент, в котором не представлены Toyota, Lexus и Nissan.

Подавляющая часть продаж компании приходится на автомобили Toyota. По итогам 2007 года «Тойота Центр Новосибирск« реализовал более 2500 машин, тогда как план импортера был 1500. Основной объем продаж обеспечила традиционная тройка лидеров — бизнес-седан Camry, автомобиль C-класса Corolla и полноприводный кроссовер RAV4. Традиционно высоким спросом у сибиряков пользуются внедорожники Land Cruiser и Prado, а также Lexus RX350. По словам ведущего специалиста отдела маркетинга и рекламы ЗАО «СЛК-Моторс» Алексея Лукина, успешному развитию продаж способствовали получение в декабре 2006 года статуса официального дилера марки Toyota и открытие «Тойота Центра Новосибирск». «При благоприятных социально-экономических факторах и развитии массового автокредитования на первый план выходит работа с клиентом. Поэтому в компании работает отдел клиентских отношений, который не только узнает мнение клиента, но и старается решить все возможные проблемы в обслуживании автомобиля. Также хотелось бы отметить, что в нашей компании создан корпоративный институт, который способствует росту профессионализма сотрудников«, — сообщил Алексей Лукин.

Традиционно высоким спросом в Сибири пользуются внедорожники. Фото Наиля БИКБАЕВА

В этом году »СЛК-Моторс« намерена открыть два дилерских центра для марок Nissan и Lexus, а также запустить автосалон Toyota в Барнауле. Что касается итогов работы компании »СЛК-Моторс« за 10 месяцев 2007 года, то они впечатляющие: был продан 3321 автомобиль. Таким образом, рост объема продаж компании »СЛК-Моторс« по сравнению с предыдущим годом составил более 332%.

Компания »СТС-автомобили« (официальный дилер ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» по марке Mercedes-Benz в Новосибирске, Томске и Кемерове) за 10 месяцев 2007 года реализовала 322 новых автомобиля, что на 67% больше, чем за аналогичный период 2006 года. Тройку лидеров продаж составили модели Mercedes-Benz S-, M- и GL-классов. «В Сибири традиционно высок спрос на внедорожники, и появление GL-класса положительно сказалось на росте продаж«, — говорит директор по корпоративным коммуникациям и маркетингу ЗАО »СТС-автомобили« Галина Шахова. В текущем году немецкий автогигант также представил и другую новинку — Mercedes-Benz С-класса нового поколения.

В планах компании »СТС-автомобили« строительство еще одного автоцентра Mercedes-Benz в Новосибирске общей площадью 10 тыс. кв. м. Дилер также намерен развивать свою филиальную сеть. Уже два года как полноценно функционирует дилерский комплекс в Кемерове. В ноябре 2007 года ЗАО »СТС-автомобили« открыло дилерский центр Mercedes-Benz в Томске. В июне этого года такой же центр будет построен и в Новокузнецке. Также в 2008 году компания «СТС-автомобили» запланировала начало строительства нового дилерского центра в Кемерове, поскольку существующий, несмотря на свою масштабность, все-таки является временным решением. Следующий город, где дилер планирует присутствовать, — Нижневартовск.

Успешным выдался 2007 год для дилера Volkswagen (VW) в Новосибирске — компании «Мир Авто», которая входит в холдинг «Новосибспецпроект», также обладающий дилерством УАЗ и ТД «Русские автобусы». Компания выступает в качестве дилера VW второй год, открыв в марте 2006 года современный автокомплекс. За 10 месяцев 2007-го динамика роста объема продаж составила 150% по сравнению с 2006-м. По словам руководителя отдела рекламы компании «Мир Авто» Арины Ниязовой, лидерами продаж по марке VW традиционно остаются внедорожник Touareg и седан бизнес-класса Passat. В начале 2007 года «Мир Авто» представил в Новосибирске обновленный Touareg, что, безусловно, подогрело потребительский интерес. Кроме того, в январе 2007-го VW вывел на рынок обновленный семиместный мини-вэн VW Touran. В линейке УАЗа пальму первенства держит UAZ Patriot. В 2007-м появилось шесть комплектаций этого автомобиля, теперь Patriot оснащается ABS и кондиционером.

Осенью 2007 года ЗАО «Новосибспецпроект» получило дилерство по марке Alfa Romeo. В конце октября в ресторане «Римские каникулы» публике были представлены компактный хетчбэк Alfa 147, спортивный седан среднего класса Alfa 159, спортивные купе Alfa GT и Alfa Brera. Компания «Новосибспецпроект« заявила о строительстве в 2008 году нового автокомплекса в левобережье Новосибирска (срок сдачи — 2009 год), где намерена представить Alfa Romeo.

Мультибрэндовый автосалон »Авто-1« (дилер АвтоВАЗ, »ИЖ-Авто«, GM-AVTOVAZ, KIA) наряду с увеличением продаж пополнил список поставщиков по марке KIA. В 2008 году автосалон »Авто-1« намерен реализовать порядка 3–3,5 тыс. автомобилей. За 10 месяцев 2007-го продажи выросли на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, по марке KIA — на 30%. »В 2007-м мы стали первым в Новосибирске дилером KIA, который может предложить всю линейку автомобилей KIA Motors«, — заявил руководитель отдела продаж салона »Авто-1« Юрий Ильиных.

Неплохих результатов удалось добиться «Авто-1» и в секторе отечественных автомобилей. Вопреки пессимистическим прогнозам спрос на продукцию АвтоВАЗа остается устойчивым. И если в 2006 году были проблемы с реализацией продукции, то, по словам Юрия Ильиных, в 2007 году таких проблем не возникло. Тем более что в июле состоялся долгожданный выход на рынок Lada Priora. Этот автомобиль пришел на смену 10-му семейству Lada. Выход Priora стимулировал рост продаж. Не ослабевает интерес потребителей и к продукции GM-AVTOVAZ — внедорожнику Chevrolet-Niva. Этот автомобиль уже несколько лет остается лидером продаж в сегменте отечественных внедорожников.

Новосибирский дилер группы «ГАЗ» — компания «Сармат» — заполучил дилерство и по KIA (дистрибьютор KIA-Sandol). В 2007 году «Сармат» закончил строительство современного автоцентра, в котором представлены автомобили ГАЗ и KIA. Для обеих марок соблюдены все условия работы дилерского предприятия. За 10 месяцев 2007 года рост объема продаж «Сармат» составил 40%. Лидерами продаж стали внедорожники Sorento и Sportage, а по марке ГАЗ — «Волга» с двигателем Chrysler. В наступившем году «Сармат» планирует довести продажи автомобилей марки ГАЗ до 250 автомобилей в месяц.

Группа компаний «Плутон» (субдилер Suzuki) увеличила количество проданных автомобилей Suzuki в 2007 году по сравнению с 2006-м в 1,5 раза. Лидером продаж остается Suzuki Grand Vitara. Помимо этого, наблюдается высокий спрос на полноприводные SX4, Ignis, Jimny, однако спрос не был обеспечен равномерными поставками из Москвы, что приводило к созданию очереди на заказанные автомобили. По словам руководителя службы маркетинга и рекламы ГК «Плутон» Татьяны Найденовой, основные проблемы у дилера возникают из-за неравномерности поставок, что, безусловно, существенно снижает продажи, особенно в регионах, где наблюдается всплеск интереса к автомобилям Suzuki (Кемерово, Томск). «Квоты не строго обеспечены со стороны производителей из-за различного рода форс-мажорных обстоятельств. Например, в этом году завод Suzuki в Японии вынужден был приостановить свою работу из-за череды землетрясений на островах», — отметила госпожа Найденова.

Кроме того, в сентябре «Плутон» объявил о продвижении на новосибирский рынок двух китайских моделей — внедорожника ZX Landmark и седана эконом-класса Geely Otaka. Оба автомобиля собираются в Новоуральске. Автоцентр «Плутон« подписал дилерское соглашение с крупным федеральным дистрибьютором «Инком-Авто» на поставку данных автомобилей.

В данный момент «Плутон» заканчивает реставрацию автосалона на улице Станционной, а в 2008 году планирует строительство нового дилерского центра Suzuki на одной из центральных магистралей города. Этот автосалон в своей структуре будет иметь полноценную ремонтную зону для комплексного обслуживания автомобилей Suzuki и достойную выставочную площадку для новых автомобилей этой марки. Также в планах компании — строительство отдельного автосалона для китайских марок.

Достаточно уверенно начала деятельность и компания «Автостарт», обладающая статусом официального дилера по маркам Chrysler, Jeep и Dodge (CJD). «Нам сложно оценивать количественные результаты работы и судить о динамике. Дилерство по американским автомобилям мы обрели в марте 2007 года, а к продажам приступили в сентябре 2006-го. Сегодня мы стабильно держимся на уровне продаж 20 автомобилей в месяц. Думаю, такая тенденция продолжится и в наступившем 2008 году, а дальше она будет расти. Мы ставим перед собой задачу довести продажи до 30–50 автомобилей в месяц. Это расчетный норматив для премиум-брэнда, который мы представляем», — рассказал директор автосалона «Автостарт» Олег Куликов.

В течение года новосибирский дилер CJD не мог существенно увеличить продажи из-за отсутствия достаточного количества машин. Однако к началу осени ситуация существенно изменилась. К сентябрю американский концерн представил на рынок следующие новинки — Jeep Wrangler, Jeep Compass, Jeep Liberty, Dodge Avenger, Dodge Nitro, Chrysler Sebring.

Появление широкой линейки абсолютно новых моделей не могло не вызвать интереса. В линейке CJD бесспорным лидером продаж является Dodge Caliber — моноприводный автомобиль С-класса, весьма динамичный хетчбэк с нетривиальным дизайном и высоким клиренсом в 20 см. В линейке Jeep по продажам лидируют автомобили малого класса SUV — это Liberty и Compass.

Весной следующего года компания «Автостарт» намерена приступить к строительству автоцентра, соответствующего стандартам концерна CJD. Его открытие намечено на начало 2009 года. Кроме того, в компании не скрывают намерений приобрести дилерство по массовым брэндам, а также выйти в регионы, Первым станет Кузбасс: «Автостарт» намерен в начале 2008 года открыть дилерский центр CJD в Кемерове.

О бурном росте продаж во всех сегментах — от массовых брэндов до премиум-класса — говорят все участники рынка. Важную роль при этом играют финансовые инструменты, считает Галина Шахова: «Финансовые услуги по продаже автомобилей также развиваются: некоторые дилеры стали кредитовать покупателей через банки автопроизводителей. Так, в октябре 2007 года ООО «ДаймлерКрайслер Банк Рус« вышло на рынок и стало одним из основных и надежных партнеров ЗАО «СТС-автомобили».

По словам Арины Ниязовой, в текущем году на рынке новых автомобилей отчетливо проявились сразу три тенденции — это вытеснение «праворуких японцев», обострение конкуренции между дилерами и появление новых игроков. «2007 год ознаменовался приходом на новосибирский рынок нескольких новых дилеров, представляющих как популярные марки массового сегмента (Toyota, Nissan), так и довольно экзотичные для новосибирских покупателей (Alfa Romeo и Fiat), — соглашается Галина Шахова. — Почти не осталось популярных брэндов, не представленных дилерами. Появляется конкуренция между дилерами по одному брэнду, например, Renault. Рынок насыщается, и это во многом определяет маркетинговую политику дилеров: практически все используют и широко рекламируют различные стимулирующие акции».

Московский «Автомир», вышедший в Сибирь в 2007 году, представил на региональном рынке сразу пять автомобильных брэндов, в том числе два новых — Fiat и SsangYong. Кроме того, «Автомир« стал вторым в городе дилером по марке Renault и теперь в этом сегменте конкурирует с компанией «СЛК-Моторс». «Москвичам стало тесно у себя, они приходят к нам. Освоят Новосибирск, двинутся в Кемерово, Барнаул и т. д. Думаю, что 2008 год всем запомнится как передел авторынка в Новосибирске, — дает прогноз Олег Куликов. — Год обещает быть жарким и интересным с точки зрения разделения, дробления и замещения».

Перспективы на будущее дилеры новых иномарок связывают не только со строительством салонов и заключением новых дилерских соглашений, но и прежде всего с повышением качества обслуживания клиентов и расширением сервисных возможностей дилерских центров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ