Год больших перемен был удачным

По плану стратегического развития, к 2010 году ВТБ намерен занять до 15–18% российского рынка по кредитованию и 10–12% — по привлечению средств. За счет каких факторов банк планирует добиться таких результатов и какую роль в этом сыграет решение ВТБ активизировать работу с регионами, «КС» рассказал старший вице-президент Банка ВТБ, руководитель Регионального блока АЛЕКСАНДР ГОГОЛЕВ.

— Александр Григорьевич, каковы, на ваш взгляд, наиболее важные итоги работы ВТБ за 2006 год?

— Хотел бы подчеркнуть, что в своем развитии, в системном улучшении показателей наш Банк весьма постоянен. Закончился 2006-й, год напряженной, но созидательной работы, год структурных изменений и, я бы сказал, свершений. Изменилось многое, даже название Банка изменилось, теперь мы — Банк ВТБ! Но банк обычно оценивают не по названию, а по финансовым результатам. В весьма кратком и предварительном варианте они следующие (на 1 января 2007 года): активы Банка составляют 773,8 млрд руб. (+91% за год); кредитный портфель — 382,4 млрд руб. (+63% за год); CIR сократился с 50,1% до 42,8%; чистая прибыль за 2006 год составила более 18 млрд руб. (+92% по сравнению с 2005 годом).

— Дайте современный взгляд на миссию ВТБ в свете присоединения ГУТА-банка и ПСБ, новых тенденций развития банковского сектора России (экспансия банков с иностранным капиталом) и глобализации банковского рынка?

— Проще говоря, вы хотите услышать о тех структурных изменениях, происшедших или происходящих в самом Банке и в Группе ВТБ, «коренником» которой Банк ВТБ, собственно, и является. Эти изменения отчасти уже привели к тем положительным финансовым результатам, о которых я сказал в самом начале.

Может сложиться мнение, что развитие Банка происходит несколько сумбурно, не по плану. Появилась, например, возможность «приобрести недорого» ГУТА-банк — купили. Сложились условия так, что можно «поглотить» Промстройбанк, — присоединяем. Если такое мнение у кого-то складывается, то могу честно сказать — оно ложное и абсолютно не соответствует действительности. Мы имеем положительный результат происходящих (и еще не законченных) в Группе ВТБ структурных изменений. Во-первых, мощный ВТБ успешно развивает бизнес с крупными и средними предприятиями и компаниями России. Для этого у него есть высокотехнологичные отраслевые управления в центре, широкая сеть филиалов и дополнительных офисов на местах. За счет такой достаточно гибкой структуры через десять лет, по оценке президента — председателя правления Банка Андрея Костина, «мы планируем контролировать не менее 15–20% рынка корпоративного бизнеса в РФ». Во-вторых, на базе ГУТА-банка создан дочерний ВТБ-24. Дополнительно к имеющимся филиалам он откроет (и уже приступил к их открытию) еще около тысячи площадок по продаже банковских продуктов. Планируется, что через десять лет ВТБ-24 будет контролировать «не менее 10% рынка в рознице». Кроме того, до конца 2007 года планируется создать крупный Региональный Центр на северо-западе страны. В настоящее время также идет активная работа по формированию дочерних финансовых институтов в странах СНГ (за счет создания банков или приобретения местных финансовых структур). Банки будут работать на местных финансовых рынках и осуществлять финансовое сопровождение проектов, реализуемых российскими компаниями на территориях стран СНГ. Сегодня формируется международная составляющая Группы ВТБ. Банк за счет своих уже созданных или создаваемых дочерних финансовых структур «выходит на финансовые просторы» не только европейских государств, но и стран Азии и Африки. И наконец, известные в Европе, имеющие прекрасную кредитную историю и традиции бывшие «загранбанки СССР», также в настоящее время входящие в Группу ВТБ, осуществляют финансовую поддержку нашей банковской Группы в целом.

Можно вполне уверенно сказать, что за короткие сроки создана и успешно работает в России и за ее пределами мощная Группа ВТБ. Вот такая «миссия в свете присоединения» у нас получилась.

— В 2007 году руководство ВТБ ставит цели расширения кредитования среднего бизнеса в регионах на 43%, а «корпоративного привлечения» — на 40%, планируя через 10 лет контролировать 10% рынка в рознице и 20% рынка корпоративного бизнеса в РФ. Назовите основные факторы, которые позволят ВТБ рассчитывать на столь быстрое наращивание своего присутствия на национальном рынке.

— Предпочитаю не перегружать свои ответы цифрами, но, как вы понимаете, и без них никак нельзя. В декабре 2006 года доля филиалов в валюте баланса Банка равнялась 22%, доля корпоративного кредитного портфеля филиалов в портфеле ВТБ составляла 41%, а балансовая прибыль филиалов в общей балансовой прибыли Банка равнялась 73%!

Весьма хорошие, я бы сказал, «окрыляющие» цифры, правда? Однако вы, судя по конкретике, приведенной в вашем вопросе, весьма внимательно изучили материалы, касающиеся перспектив развития Банка ВТБ. Руководство Банка ставит перед нами задачу достижения долгосрочного лидерства в сегменте корпоративного бизнеса на российском рынке: к 2010 году нам предлагается достичь 15–18% рынка по кредитованию и 10–12% по привлечению, что может быть обеспечено путем увеличения темпов роста, в 1,5–2 раза опережающего среднерыночные. Планируется, что рост в сфере среднего бизнеса будет идти еще более ускоренными темпами, чем крупного. Доля среднего бизнеса к 2010 году в общем объеме корпоративного бизнеса по сравнению с 2006 годом вырастет с 20% до 24% по кредитам и с 17% до 27% — по привлеченным средствам. Именно для того, чтобы обеспечить ускоренное наращивание нашего присутствия на региональных рынках, и нужны те структурные изменения, о которых я уже сказал ранее.

В плане все тех же структурных изменений в сентябре 2006 года на Правлении Банка было принято решение о создании в Банке Регионального блока. В него вошли два управления: Управление регионального развития и Управление регионального бизнеса. Возглавить Региональный блок поручили мне. Работы много, нужно многое организовать, запустить, еще больше изменить, за всем проследить и все проконтролировать. Однако у меня есть уверенность в том, что с командой единомышленников (а со многими мы начинали еще во Внешэкономбанке), с профессионалами, работающими в Региональном блоке, в филиалах и допофисах Банка нам удастся достичь поставленных целей.

— Сформулируйте концепцию регионального развития ВТБ. Какую роль ВТБ отводит развитию «внутрирегиональных» сетей? Каковы перспективы дочерних банков (в Сибирском федеральном округе — Новосибирсквнешторгбанк, «Забайкальский»)? Планирует ли ВТБ как-то использовать оригинальные технологии и опыт дочерних банков, накопленный в регионах?

— Если мне не изменяет память, мы общались с вашим уважаемым изданием в июне 2005 года. И тогда со стороны вашей газеты был несколько похожий вопрос. Вопрос на сегодняшний день совершенно правильный: в начале 2005 года не было еще Группы ВТБ, не было разделения на банк «розничный» и на банк «корпоративный», не было еще Регионального блока…

Уже в далеком феврале 2004 года Наблюдательным Советом Банка была утверждена «Концепция развития региональной сети Внешторгбанка до 2008 года». Ее приоритетом стало формирование инфраструктуры подразделений Банка, обеспечивающей предоставление полного комплекса услуг предприятиям и населению на всей территории страны для реализации стратегических целей государственного банка общенационального масштаба.

Именно такая, я бы сказал, наступательная, региональная стратегия дала Банку возможность активизировать работу в регионах. За достаточно короткое время, практически за три года, число филиалов Банка возросло с 39 до 58, количество дополнительных офисов и операционных касс в регионах — с 41 до 140.

В связи со структурными изменениями, о которых я уже упомянул, в Региональном блоке Банка подготовлен проект новой Концепции регионального развития ВТБ на территории РФ на 2007–2010 гг. В ближайшее время мы будем защищать наш проект на Правлении Банка. Не думаю, что приоритет Концепции в ее новой редакции подвергнется кардинальным изменениям. Уже сегодня руководством Группы ВТБ определены задачи развития региональных сетей банков Группы. Это выход банков в регионы РФ, в которых Группа ВТБ не представлена; обеспечение совместного присутствия корпоративного (ВТБ) и розничного (ВТБ-24) банков Группы в абсолютном большинстве регионов РФ; повышение плотности сетей банков Группы в регионах/городах (где это обусловлено экономической целесообразностью).

Что касается региональной сети непосредственно Банка ВТБ, то, наверное, логично будет напомнить (на эту тему мы вели разговор в июне 2005 года) вашим читателям, что в Сибири филиалы нашего Банка активно работают в Иркутске, Чите, Красноярске, Кемерове, Томске, Омске, Барнауле, Новосибирске, Улан-Удэ. Весьма примечательно — поверьте, это не специально, — что относительно «молодые» филиалы в Кемерове (открыт в январе 2004 г.), Улан-Удэ (открыт в мае 2005 г.) и Барнауле (открыт в январе 2005 г.) по результатам работы в 2006 году занимают лидирующие позиции. Так что наши надежды оправдались полностью. К сожалению, подкачал один из самых «молодых» филиалов — в Новосибирске (открыт в мае 2006 года). Надеемся, что это трудности роста и что они временные. Может быть, действительно имеет смысл прибегнуть к рекомендациям, которые содержатся в вашем вопросе, и внимательно изучить, а в дальнейшем использовать «оригинальные технологии и опыт дочерних банков» ВТБ.

И наконец, что касается развития «внутрирегиональных» сетей. В СФО наш Банк представлен весьма широко, работает активно. Мы считаем, что дальнейшие результаты нашей работы в Сибири в большей степени будут зависеть не от экстенсивного развития филиальной сети в регионе, а от интенсивной деятельности наших сибирских филиалов. Я имею ввиду активизацию работы филиалов, в том числе и за счет открытия ими дополнительных офисов в городах региона. В первую очередь речь здесь должна идти об открытии дополнительного офиса в столице Хакасии городе Абакане (от филиала Банка в городе Красноярске) и дополнительных офисов в городах Братск и Ангарск (от филиала Банка в городе Иркутске).

— Какова, на ваш взгляд, специфика развития вашего бизнеса в ресурсодефицитных регионах, в том числе на территории Сибири?

— При ответе на такой вопрос очень не хочется никого обидеть, даже случайно. Ну кто виноват в том, что под Саудовской Аравией нефтяное «море разливанное», а под Иорданией такого моря нет и в помине? Так распорядился Всевышний. Вот и в России где-то залежи, пласты, разработки, предприятия, заводы, нефтяные вышки, а где-то — чистый воздух да степь или горы.

Банковскую систему любой страны часто сравнивают с кровеносной системой человека, которая доставляет кровь к перманентно работающим его внутренним органам. Это не искусственная система подачи крови, она не подает кровь принудительно. Так же и банковская система, которая доставляет финансовые ресурсы работающим предприятиям. Наш Банк — это часть банковской системы страны, он обеспечивает средствами компании, фирмы, предприятия и организации, которые по нашей внутренней градации относятся к крупным и средним корпоративным клиентам. Банк ВТБ-24 работает с физическими лицами и предприятиями, относящимися к малому бизнесу. В ближайшие годы руководством Группы запланировано открытие банком ВТБ-24 около 1000 площадок по продаже банковских продуктов. Конечно, ВТБ-24 откроет свои площадки в «ресурсодефицитных» регионах, в том числе в регионах, входящих в состав СФО. Я полагаю, что наш Банк в ближайшие год-два будет активно работать с соответствующими нашим критериям компаниями и предприятиями, расположенными в таких регионах, через имеющиеся у нас филиалы, расположенные в близлежащих областях и республиках.

— Как вы оцениваете емкость региональных кредитных рынков? Насколько денежное предложение отвечает существующему спросу и как вы оцениваете существующий потенциал развития кредитования в регионах?

— О потенциале развития банковской сети в России, как, собственно, и о емкости региональных кредитных рынков в стране свидетельствует такой показатель, как плотность банковской сети. В настоящее время этот показатель у нас в России в 100 и более раз ниже, чем в Европе и США. В то же время, и это видно даже невооруженным глазом, Россия на подъеме! Россия, по оценке специалистов, вошла в состав государств с наиболее высокими темпами роста экономического развития. Сегодня банковский рынок в России огромен, он, можно сказать, только начал набирать обороты после кризисного 98-го. Естественно, что огромен и потенциал кредитования в регионах. За последние три года на рынке банковских услуг России зафиксирован ежегодный рост активов на 35%, объемы кредитования каждый год увеличивались на 45%, объемы привлечения — на 38%. На «манящий несметными богатствами» российский рынок буквально рвутся крупные, всемирно известные западные банки. Их дочерние структуры более активно стали развивать бизнес в России, в том числе и в плане кредитования российских компаний в регионах. Причем в связи с этим следует весьма серьезно отнестись к тому, что конкуренция со стороны дочерних структур иностранных банков (и не в последнюю очередь в регионах) будет продолжать усиливаться, особенно после вступления России в ВТО. В связи с отставанием денежного предложения от существующего внутрироссийского спроса российские банки, заинтересованные в привлечении ресурсов с российского и иностранного рынков, будут проводить публичное размещение акций, предлагать пакеты акций стратегическим иностранным инвесторам. Этот процесс уже начался. В качестве примера можно назвать французский Bank Societe Generale Vostok, который приобрел крупный пакет акций РОСБАНКа.

Как мы с вами понимаем, цель такой деятельности банков — создание крупных универсальных финансовых учреждений, способных удовлетворять масштабные кредитные и инвестиционные потребности российских предприятий и компаний как в центре, так и в регионах.

Ну а нам что делать в этой ситуации? Мощная Группа ВТБ уже создана, опыт работы с крупными и средними корпоративными клиентами у Банка ВТБ есть, и немалый.

В таких условиях Банку, наверное, следует сосредоточить усилия на следующих направлениях: продолжать процесс «приближения» продуктов и услуг к потребителю путем дальнейшего развития региональной сети Банка; совершенствовать качество банковских услуг, постепенно приближаясь к мировым стандартам.

— Три года назад большинство крупнейших российских банков объявило региональное развитие «стратегическим». За счет каких технологий, продуктов и на каких клиентских нишах ВТБ может существенно расширить свое присутствие в «банконасыщенных» регионах? Какие банки вы считаете главными конкурентами в нишах розничного кредитования, ипотеки, кредитования SME (среднего и малого бизнеса), «корпоративного финансирования»?

— Три года назад, в феврале 2004 года, Наблюдательным советом Банка была утверждена «Концепция развития региональной сети Внешторгбанка», на целях, задачах и стратегии которой я останавливался ранее. Добавить к тому, что уже сказано, мне нечего. Поймите, у нас свое видение развития банковского бизнеса, своя стратегия развития отношений с клиентами. Мы делаем свое дело так, как считаем нужным. Особо ни на кого не оглядываемся — пусть на нас смотрят, на нас равняются. Конечно, наши специалисты изучают, анализируют ситуацию на рынке банковских услуг и продуктов в интересах Банка, его руководства, но это, как говорится, «для внутреннего пользования».

Что касается второй части вопроса, то, как я уже говорил, в Группе ВТБ розницей, ипотекой и клиентами, относящимися к малому бизнесу, занимается банк ВТБ-24. В этом банке разработан широкий спектр продуктов и услуг для населения и предпринимателей. Занимается этими вопросами очень сильная в профессиональном плане команда. Многие ее представители ранее работали в нашем Банке. Давать свои комментарии по вопросам розницы, ипотеки и малого бизнеса мне не совсем уместно. Рекомендую вашим читателям обратиться к сайту банка ВТБ-24.

— Каковы планы ВТБ по развитию инвестиционного банкинга (организации публичных займов российских банков и предприятий, в т. ч. «второго эшелона»)? Как вы оцениваете потенциал развития этого рынка, в том числе в регионах? Приведите успешные примеры.

— Учитывая, что сегодня Банк ВТБ — это банк европейского уровня, создающий эффективное русло для инвестиционных потоков в российскую экономику, наш Банк, естественно, занимается инвестиционным банкингом, организует и участвует в синдикатах по размещению облигационных займов. Используя свой высокий международный авторитет, организует публичные займы с участием банков, в том числе и «второго эшелона». Этими вопросами в Банке ВТБ занимается Инвестиционный блок, который недавно возглавил мой тезка, старший вице-президент Александр Григорьевич Ястриб. В настоящее время полным ходом идет разработка планов создания системы продаж инвестиционных услуг, в том числе и через структурные подразделения Группы ВТБ. Ваш вопрос на 100% касается сферы его деятельности. Согласитесь, что отвечать на подобный вопрос мне не совсем корректно.

— Не секрет, что крупнейшие региональные предприятия зачастую являются «средними» с точки зрения национальной экономики. Какие предприятия ВТБ относит к «среднему бизнесу»? Расскажите о преимуществах программы кредитования среднего бизнеса для клиентов. В чем особенности продукта ВТБ?

— В Банке ВТБ по поводу «среднего бизнеса» и, естественно, «среднего клиента» никаких разночтений не существует. К категории «среднего» в Банке относится клиент Банка ВТБ, годовая выручка которого находится в пределах от 3 млн до 100 млн долларов США. Местоположение клиента на нашу способность работать с ним влияния не оказывает. Благодаря, повторяю, наличию у нас 58 филиалов и 140 дополнительных офисов, разбросанных буквально по всей стране, мы имеем возможность организовать реальную, непосредственную работу с клиентом в пределах страны практически везде. По числу точек продаж Группа ВТБ уступает практически лишь Сберегательному банку РФ. Непосредственно Банк ВТБ по количеству филиалов и дополнительных офисов входит в десятку российских банков. Количество «средних» клиентов в филиалах Банка на 1 января 2007 года составляет более 11 тыс. клиентов.

Никаких особых преимуществ программы кредитования среднего бизнеса нет, да и быть не может. Есть некоторые вопросы, на которые мы все, работающие в Региональном блоке (и в ГО, и в филиалах), должны обратить повышенное внимание: расширение спектра банковских услуг для средних клиентов и доведение качества их обслуживания до уровня мировых стандартов. Создание на базе филиалов «финансовых супермаркетов», предоставляющих не только банковские услуги, но и финансовые консультации по различным вопросам организации бизнеса клиентов; дальнейшее расширение сети региональных подразделений Банка на территории РФ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ