В конце января 18 новосибирских художников выяснили, кто из них лучший. Турнир под названием «Гамбургский счет» организовал известный местный антиквар и галерист Аркадий Пасман. Он же стал главным спонсором мероприятия. Правила выяснения отношений были предельно просты 18 участников должны были представить работы одинакового формата на тему урбанистического ландшафта, сиречь городского пейзажа. Затем участники выставляли по десятибалльной шкале оценки работам соперников. Набравший большую сумму баллов и становился победителем, получая диплом и премиальную сумму 100 тысяч рублей.
Само выражение «гамбургский счет», как известно, ввел в оборот литературовед Виктор Шкловский в одноименном сборнике статей о русской литературе 20-х годов прошлого века. Он приводил в пример профессиональных борцов, собиравшихся в Гамбурге и боровшихся за закрытыми дверями, без публики. Аркадий Пасман первый «Гамбургский счет» среди новосибирских художников провел в 1996 году в своей тогда весьма известной галерее «Зеленая пирамида». Победителем первого «Гамбургского счета» стал Андрей Чернов, второго Сергей Мосиенко. Сумма призовых составляла миллион деноминированных рублей. Следующий турнир не состоялся случился дефолт.
Нынешний, третий, «Гамбургский счет» собрал хотя и не всех, но многих известных новосибирских мастеров кисти. Кое-кто отказался, посчитав участие неуместным в силу либо возраста, либо статуса. Практически все участники художники, состоявшиеся и в разной степени успешные. Различны эстетические системы, которых они придерживаются, от живописи нефигуративной до фотореализма. В итоге в результате голосования победителем был объявлен Владимир Фатеев.
Сама выставка работ участников интересна с точки зрения соответствия результатов ожиданиям. Александр Шуриц предъявил вполне обычный для него «Дождь в городе» с вполне условными квазиевропейскими зданиями. Данила Меньшиков ностальгический «Забытый велосипед» в серо-голубых тонах. Владимир Фатеев совершенно конкретный вид на угол Красного проспекта и улицы Достоевского, с покосившимися домами, будто приплясывающими, подбоченясь. Сергей Мосиенко над крышами запустил обнаженную черноволосую Маргариту. Михаил Омбыш-Кузнецов досконально воспроизвел рекламные вывески и баннеры на главной улице Новосибирска. Андрей Чернов ушел от конкретики и дал в своей работе город с высоты даже не птичьего полета, а в виде аэрофотосъемки почти абстрактные квадраты и линии. То есть можно сказать, что практически все представили работы ожидаемые. Разве что Михаил Казаковцев, в последние годы полностью ушедший в нефигуративность, здесь показал отличную «Площадь», выполненную в технике граттажа: грязновато-белый красочный слой процарапан до черного грунта, и этими неровными бороздами бегло вычерчены собор и дорога образ городской зимы получился очень впечатляющим. Увидеть работы участников «Гамбургского счета» можно было в художественном музее до конца февраля.
О том, что подобное мероприятие идет на пользу художественному климату города, нечего спорить. Последние годы температура художественной жизни Новосибирска постепенно понижается: многие уехали, а на их месте новых фигур не возникает. Выставочных залов в городе сосчитать по пальцам, а существующие вернисажи собирают узкий круг художников, их друзей-родственников да горстку журналистов. Такое ощущение, что арт-сообщество стремительно теряет аудиторию. В этой ситуации никто не знает, как вернуть внимание публики к изобразительному искусству как и какие выставки и акции надо устраивать. В этом плане турнир, затеянный Аркадием Пасманом, явно не лишний. По крайней мере, он должен был вызвать интерес общественности и хотя бы немного поднять престиж профессии. Удалось ли это сделать? Большой вопрос.
Причины для сомнений следующие. В турнире приняли участие только, мягко говоря, немолодые художники. Младшим далеко за сорок. Разумеется, можно сказать по-другому все мастера достигли творческого расцвета. Но мне кажется, что отсутствие «шпаны, которая сметет нас с лица земли«, очень показательна. Далее. Практически все выставили работы, полностью укладывающиеся в представления об индивидуальных стилях. Что, работа Александра Шурица чем-то принципиально отличается от того, что он так успешно пишет последние шесть, как минимум, лет? В «Альт-галерее» можно посмотреть выставку Шурица «Зал ожидания» творчество его, как бы сказать, гомогенно. То же самое можно сказать и про Мосиенко, и про Омбыш-Кузнецова, и про многих других участников «Гамбургского счета». И победитель Владимир Фатеев очень хороший художник, но, положа руку на сердце, разве он показал что-то принципиально новое? Я не говорю уже доброй половине участников. Если исходить из критериев индивидуальной новизны, то я бы, например, отдал предпочтение работе Михаила Казаковцева. Увы и ах, мнения зрителей и критиков не способны повлиять на внутрицеховые оценки.
«Гамбургский счет», очевидно, предполагает бескомпромиссность этих оценок. Но в нашем случае, боюсь, внутрицеховая солидарность подменяет бескомпромиссность и честность. Боюсь также, что турнир лишь повод выставить друг другу «по максимуму», продолжая критиковать непросвещенную публику, поворачивающуюся к искусству спиной.