Проектировщики объявляют «темную»

В Новосибирске может разгореться скандал, связанный с итогами открытого аукциона по проектированию третьего моста через Обь. Федеральные проектные организации собираются побороться за объект не только в стенах мэрии, но и в арбитражных инстанциях. По мнению экспертов, разбирательства по определению победителя в аукционе могут затянуться на неопределенный срок, что скорее всего отразится на сроках реализации проекта.

ЗАО «Институт «Стройпроект» основан в 1990 году. Институт выполняет полный комплекс услуг в области управления проектирования крупных объектов транспортной инфраструктуры (включая генеральное проектирование, проектирование мостов и других транспортных сооружений, автомобильных дорог, предварительное обследование объектов, инженерное сопровождение проектов, технический надзор за проектом). География деятельности компании: Ленинградская, Московская, Новгородская, Тверская, Мурманская области, а также Новороссийск, Кострома и Усть-Каменогорск (Казахстан).

Оловозаводской автодорожный мостовой переход через р. Обь должен связать федеральную трассу М51 и М52, обеспечив Новосибирск юго-западной объездной дорогой. Технические характеристики Оловозаводского автодорожного мостового перехода через р. Обь: длина — 7,4 км, в том числе через реку Обь — 2,225 км, подходов — 5,405 км; ширина — 31,5 м, что соответствует шести полосам движения. Предварительная стоимость проекта оценивается в 13–14 млрд рублей. Начать строительство планируется не позже 2010 года. Расчетная интенсивность движения автомобилей по мосту (по материалам ТЭО) на 2015 год составит 92 тыс. автомобилей в сутки.

Напомним, что в конце 2007 года мэрией Новосибирска был объявлен открытый конкурс на разработку проекта «Мостовой переход через реку Обь». Начальная (максимальная) цена контракта: 291,2 млн рублей (в 2008 году предполагалось освоить 89 млн рублей; в 2009 году — 202,2 млн рублей).

По словам начальника департамента транспорта мэрии Новосибирска Андрея Ксензова, на участие в аукционе было подано четыре заявки (московские ОАО «Гипротрансмост» и ОАО «ГипродорНИИ» и питерские ЗАО «Институт «Стройпроект» и ОАО «Трансмост»).

Однако победа питерской компании «Стройпроект» (предложение о цене контракта составило 263,5 млн рублей) стала неожиданностью не только для потенциальных победителей, но и для департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, поскольку компания «Гипротранспроект» занималась Оловозаводским мостом на протяжении 15 лет. «До сих пор мы не работали с ЗАО «Стройпроект«, — сказал Андрей Ксензов. — Заявка компании, которая выполнила первый этап проектных работ по строительству этого объекта — обоснование инвестиций — была отклонена».

Технический директор ЗАО «Институт Стройпроект» Алексей Суворовцев сказал корреспонденту «КС», что проектирование мостового перехода через Обь компания будет вести совместно с НИПИ ТРТИ и проектным подразделением ОАО «Новосибирскавтодор».

«С нашей точки зрения такой коллектив сможет предложить наиболее эффективные и современные технические решения для данного объекта, — отметил господин Суворовцев. — Мы предварительно анализировали местные условия в данном створе. Условия большого города требуют комплексного учета всех факторов при проектировании, то есть, помимо таких традиционных для мостовых переходов факторов как геологические, гидрологические, климатические условия, потребуется проанализировать и учесть существующую и перспективную жилую и промышленную застройку, как в зоне самого перехода, так и в зонах тяготения».

Однако начальник отдела экологии и маркетинга ОАО «Гипротрансмост» Ирина Леднева сказала корреспонденту «КС», что уже в ближайшие дни в антимонопольную службу Новосибирской области будет подано исковое заявление на обжалование результатов аукциона. «Нашу компанию связывает большая история с проектированием Новосибирска, — сказала госпожа Леднева. — Мы являемся проектировщиками Димитровского моста и строящегося в настоящее время моста Северного обхода. Третьим мостом через Обь наша компания занимается с 1988 года. Сейчас закончено и успешно проходит государственную экспертизу обоснование инвестиций этого объекта, поэтому мы имели возможность обеспечить значительное снижение стоимости контракта. Но эти обстоятельства не были приняты как доводы, поэтому руководство компании решило обжаловать результаты аукциона». «Гипротрансмосту» отказали в участии в аукционе, так как в заявке не были указаны виды работ и факторы, за счет которых компания предлагает снизить стоимость по сравнению с максимальной.

Главный инженер ОАО «Трансмост» Борис Кецлах также не исключает вероятности обращения в надзорные органы. «Мы только в среду получили официальные результаты аукциона, — сказал господин Кецлах. — Сейчас наши юристы и служба маркетинга изучают их. Не исключено, что будет принято решение об обжаловании результатов аукциона». Собеседник «КС» отметил, что до сих пор компания в основном работала в соседнем регионе — Красноярском крае. В частности, на завершающей стадии находится проект четвертого моста через Енисей в Красноярске, заканчивается строительство моста на обходе Красноярска. Также компания является автором метромоста в Новосибирске.

«Если контролирующий орган придет к выводу о наличии нарушении законодательства при проведении аукциона, он вправе выдать предписание об устранении нарушений и обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными результатов аукциона», — говорит руководитель юридического отдела ГК «Баланс» Евгений Нафтаев. Причем, по словам эксперта, в течение этого периода заказчик не вправе заключать муниципальный контракт.

Кроме того, участники конкурса вправе оспаривать действия аукционной комиссии в Арбитражном суде Новосибирской области в трехмесячный срок. «При этом само по себе предъявление иска не препятствует заключению муниципального контракта, но по ходатайству участника конкурса и при наличии достаточных оснований арбитражным судом может быть принято определение, препятствующее заключению муниципального контракта», — продолжает Нафтаев.

Господин Суровцев уверен, что решение конкурсной комиссии обоснованно и полностью соответствует действующему законодательству, и отметил, что судебные разбирательства могут негативно отразиться на реализации проекта. «Для того чтобы уложиться в заданные сроки, мы должны начинать работу прямо сейчас, — говорит Алексей Суровцев. — Мы не можем позволить себе задерживаться с началом проектирования.

«Конечно, оспаривание результатов — не самый лучший вариант, — говорит первый заместитель генерального директора ОАО «Сибмост« Владислав Кошкин. — Это может отразиться на сроках реализации проекта, поскольку затягиваются сроки его выполнения, но все-таки, если будут какие-то претензии, которые будут приняты контролирующими органами, то, на мой взгляд, можно провести в срочном порядке повторные торги без изменения сроков и стоимости».

При этом Владислав Кошкин отметил, что его компания будет принимать участие в тендере среди подрядчиков строительства третьего моста вне зависимости от того, кто будет выступать в качестве проектировщика, а приход федеральных мостостроительных компаний будет зависеть от наличия подрядов в регионах на начало объявления тендера. «В последние годы наметилась положительная тенденция с подрядами, по нашей информации, практически все компании перегружены. Строительство третьего моста в Новосибирске привлечет других мостостроителей, но оценить, кто способен обеспечить реализацию проекта собственными силами возможно будет только на момент объявления тендера».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ