«Восход-Бейкер» совершенствует французский

В марте этого года Сибирская хлебная корпорация (СХК) планирует начать расширение компании «Восход-Бейкер» с торговой маркой BonApe. В планы СХК входит удвоение мощностей в Западной Сибири и открытие порядка 250 новых терминальных комплексов BonApe в ряде регионов. Проект обойдется компании в сумму порядка $30 млн. Хотя СХК настроена оптимистично, некоторые эксперты полагают, что ее руководству стоит обратить внимание на риск значительного понижения рентабельности производства.

BonApe — название сети отделов горячего хлеба завода «Восход-Бейкер», которые СХК развивает в Сибири с конца 90-х годов. Ребрэндинг сети был начат СХК осенью 2001 года. Сейчас в этом формате работают отделы по торговле хлебом, представленные в большинстве торговых сетей, и небольшие кафе-пекарни. Вся хлебобулочная продукция готовится на месте из замороженных полуфабрикатов, произведенных по технологии неполной выпечки (part baked).

Генеральный директор ОАО «Сибирская хлебная корпорация» Дмитрий Терешков пока доволен развитием брэнда BonApe, созданного корпорацией в 2006 году. «Главное, что произошло в жизни брэнда в 2007 году, — это переход хлебной продукции в сознании потребителя из категории «аттракциона« факультативных, разовых покупок в разряд устойчивой покупательской привычки», — рассказал он «КС». При этом Терешков подчеркнул, что «ресурсы, накопленные Сибирской хлебной корпорацией, позволяют превратить BonApe в брэнд федерального масштаба. Такова стратегия развития брэнда на ближайшие несколько лет».

Как пояснили в компании, в марте 2008 года планируется утвердить проект реконструкции, который предполагает открытие новых производственных площадей. В планах этого года — открытие 200–250 новых терминальных комплексов в ряде регионов, в том числе в Челябинске, Перми, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи и некоторых городах Центрального федерального округа. Сейчас действует около 500 терминалов. В этом году акцент развития BonApe будет сделан на Урал и Дальний Восток. Общий объем инвестиций в проект составит порядка $30 млн.

Эксперты сходятся во мнении, что расширение действительно необходимо. «Для компании сейчас жизненно необходимо интенсивное развитие сети — с тем, чтобы в ближайшее время с ростом рынка занять лидирующее положение на рынке и распространить свое фактически монопольное положение в секторе замороженного хлеба не только на Сибирь, но и на Урал и Дальний Восток — стратегические регионы», — считает аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков.

Конкуренты СХК от комментариев отказываются. В частности, генеральный директор компании «Новосибхлеб» Эдуард Шнейдер заявил, что не видит в расширении «Восхода» особой опасности для себя, поэтому оценить возможные последствия расширения компании не берется.

Впрочем, аналитики упоминают, что агрессивное расширение может быть сопряжено с определенной долей риска. «С одной стороны, рынок пока не настолько развит, с другой стороны, существует конкуренция со стороны мини-пекарен, и эти факторы могут оказать некоторое сопротивление дальнейшему продвижению брэнда», — говорит Сергей Фильченков. С тем, что конкуренция действительно может ощутимо помешать СХК, согласен заместитель начальника аналитического управления ГК «Регион» Константин Гуляев. Он добавил, что планируемое расширение во втором целевом регионе — на Дальнем Востоке — может привести к снижению рентабельности в связи с особенностями региона, в частности, из-за низкой плотности населения, что может серьезно снизить эффект от масштаба производства.

Коммерческий директор ОАО «Пава«, в последнее время значительно укрепившего позиции в Уральском регионе, Анжела Киселева соглашается, что конкуренция на уральском рынке зернопереработки действительно высока. «Из-за того, что на Урале сосредоточено большое количество производителей, работающих под федеральными брэндами, регион относится к сложным», — говорит она.

Константин Гуляев добавляет, что еще одна опасность может быть связана с необходимостью привлечения большого объема заемных средств. «Это несет в себе риски ухудшения финансовой устойчивости компании, и более того, может привести к недостаточности оборотного капитала для дальнейшего развития из-за высокой долговой нагрузки, — говорит он. — Эта «болезнь роста« уже стала характерной для многих отечественных розничных сетей и производителей. Кроме того, при активном расширении общая рентабельность деятельности, как правило, снижается из-за высоких первоначальных издержек и более мягкой ценовой политики при выходе на рынок».

Важным фактором, по мнению господина Гуляева, является также повышение цен на сырье. «Цены на пшеницу за последние два года увеличились почти в четыре раза, примерно до $350–400 за тонну, на фоне падения мировых запасов на 27% — до 110 млн тонн — из-за активизации спроса на продукты питания и вследствие этого — активного развития биотоплива. Данная тенденция говорит о высокой вероятности роста издержек компании на сырье, а из-за этого — и падения рентабельности», — объяснил он.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ