По информации «КС», крупнейший оператор рынка ГСМ в Новосибирской области ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК» намерен приступить к розничной реализации газомоторного топлива. Участники рынка считают данное решение правильным: диверсификация бизнеса повысит конкурентоспособность «Новосибирскнефтепродукта», хотя и подчеркивают, что рынок газомоторного топлива ограничен.
ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК» (ННП) крупнейший оптовый и розничный оператор ГСМ на рынке нефтепродуктов Новосибирской области. Компания владеет 12 нефтебазами и сетью АЗС (всего 102, из них 28 в Новосибирске). Около 51,5% акций принадлежит ООО «Газпром нефть». НК «ЮКОС» контролирует 45,3% акций ННП.

Как стало известно «КС», в конце текущего года на пяти автозаправочных комплексах «Новосибирскнефтепродукта», возможно, будут запущены установки по заправке автомобилей газомоторным топливом. Подобный проект в регионе реализуется впервые.
Скорее всего приобщение ННП к газу связано с общей стратегией компании по повышению эффективности продаж в рамках имеющейся сети АЗС. По информации «КС», в 2007 году ННП планирует провести реконструкцию порядка 15 АЗС, расположенных в Новосибирской области. В рамках действующих автозаправок ННП будут создаваться газотопливные станции. Общий объем инвестиций в реконструкцию автозаправок может составить в 2007 году, по различным оценкам, порядка 500 млн руб.
В пресс-службе одного из основных участников новосибирского рынка газовых заправок ОАО «Сибирьгазсервис» (20 АЗС) от комментариев по поводу появления нового конкурента отказались.
«У «Новосибирскнефтепродукта» есть желание заработать деньги и диверсифицировать свой бизнес. Но одно дело желание, а совсем другое возможности. Рынок газовых АЗС имеет свою специфику и потребует от «Новосибирскнефтепродукта« существенных затрат. К тому же открытие газовых АЗС предполагает соблюдение жестких требований противопожарной безопасности», комментирует ситуацию генеральный директор Группы компаний «Газ-Ойл» (Новосибирск) Константин Фокин.
Участники рынка ГСМ считают решение ННП о реализации газомоторного топлива вполне оправданным и ожидаемым, учитывая принадлежность ННП к «дочке» «Газпрома» «Газпром нефти». «Понятно, что «Газпрому« в целях диверсификации рисков выгодно строить как бензиновые, так и газовые АЗС», считает заместитель генерального директора ОАО «Нефтебаза «Красный Яр» Олег Перевозчиков. Сам он расценивает рынок газомоторного топлива как интересный и весьма перспективный.
Схожего мнения придерживается и генеральный директор ЗАО «Союзнефтепродукт» (дочернее предприятие холдинга «Трансервис») Владимир Сакач, по словам которого с 2006 года крупные сети ощущают заметное давление газовиков на рынок нефтепродуктов. В частности, «Трансервис» ощутил конкуренцию с газовиками в падении объемов продаж бензина марки АИ-80. «Сегодня парк коммерческих автобусов (ГАЗиков, ЗИЛов), которые перевозят продукты, практически весь перешел на газ», констатирует Сакач. Если в 2003 году Новосибирск, по его данным, получал пропан-бутана ежемесячно порядка 1 тыс. тонн, то сегодня эта цифра возросла до 45 тыс. тонн. Причем рост объемов газомоторного топлива происходит за счет потери реализации бензина.
При этом эксперты не склонны усматривать в расширении доли газовых заправок серьезную угрозу традиционным АЗС. «Пока круг потребителей газомоторного топлива достаточно ограничен. Это прежде всего автопредприятия, осуществляющие внутригородские грузоперевозки, и муниципальный пассажирский транспорт. Основные потребители ГСМ частные автовладельцы пока неохотно переходят на газ. Но если цены на ГСМ будут расти, опережая цены на газ, то желающих использовать газ в качестве топлива будет, конечно, больше», убежден Перевозчиков. По его оценке, в ближайшее время этот рынок будет динамично развиваться на уровне мелких и средних компаний, которые готовы дополнительно построить две-четыре газозаправочные станции.
«Круг потребителей газомоторного топлива ограничен», подчеркивает господин Сакач. По его словам, большинство частных автовладельцев не готово переходить на газ. Одним из важнейших сдерживающих факторов остается вопрос безопасности при эксплуатации автомобиля на газовом топливе.
Между тем развитию рынка газомоторного топлива существенную поддержку готовы оказывать властные структуры. В частности, в конце января текущего года полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин объявил о планах массового перевода на газ автомобильного транспорта. По его мнению, это не только обеспечит экономию автопредприятиям, но и улучшит экологическую ситуацию в крупных сибирских городах. На газ решено переводить сельхозтехнику, а также муниципальные автобусы. «Необходимо активно разъяснять и широко пропагандировать преимущества использования природного газа в качестве моторного топлива», убежден господин Квашнин.