Компактный переворот

В 2006 году наметилась тенденция к спросу на компактные внедорожники, за которым автодилеры не всегда успевали угнаться. Модели, анонсированные до конца года, позволяют рассчитывать, что и по итогам 2007 года сегмент SUV (Sport Utility Vehicle) будет расти быстрее рынка.

Итоги года

Возросшая популярность компактных внедорожников или «кроссоверов» — главная тенденция сибирского автомобильного рынка 2006 года. Иметь такой автомобиль удобно с точки зрения низкого качества наших дорог и одновременно выгодно по сравнению с «настоящими» внедорожниками. Фото Наиля БИКБАЕВА

Сибирский рынок иномарок стабильно растет на 70% в год. Потребители становятся разборчивее и требовательнее. Автопроизводители предлагают все новые модели, удовлетворяя потребности самых взыскательных автолюбителей. Согласно результатам опроса «КС», по итогам 2006 года официальные продажи новых зарубежных автомобилей в Сибири достигли 20,7 тыс. машин. Реальное число проданных машин еще больше — некоторые участники рынка отказались предоставить результаты своих продаж. Увеличилось и количество участников рейтинга: из 80 опрошенных дилеров участие в проекте принял 41, в то время как в прошлом рейтинге за 9 месяцев 2006 года было 32 компании. Наибольшее число в Новосибирске — 11 компаний, являющихся официальными дилерами 15 зарубежных марок. Следом идет Красноярск — 9 компаний, торгующих продукцией 18 иностранных брэндов (в Красноярске практика построения автобизнеса на нескольких марках распространена шире). Так, к примеру, холдинг «Медведь» торгует шестью марками автомобилей, «Атлантик Моторс» — четырьмя. Хотя почти в каждом городе есть свой крупнейший холдинг и одновременно лидер по продажам в своем городе, который предлагает несколько марок. В Новосибирске это «Автоленд», в Иркутске — «Россо», в Барнауле — АНТ, в Улан-Удэ — «БурятАВТО». Из остальных сибирских городов, таких как Кемерово, Омск, Иркутск, Барнаул, участников в рейтинге немного — по 4–5 компаний. По данным рейтинга «КС», наибольший объем продаж в 2006 году зафиксирован в Новосибирске — 5897 новых автомобилей. Затем идут Красноярск — 4776, Кемерово — 2066, Иркутск — 2045, Омск — 1477.

Лидером по объему продаж традиционно оказался новосибирский мультибрэндовый автосалон «Автоленд», являющийся официальным дилером марок Mitsubishi, Hyundai, Ford, Volvo, Jaguar, Mazda, Land Rover. Его продажи в 2006 году составили 2545 машин, что на 42% выше уровня прошлого года. Самым популярным сегментом из ассортимента «Автоленда» в 2006 году остается малый средний класс «С». Фаворитами этого сегмента и соответственно всего парка продаваемых машин остаются Ford Focus (458 машин), Mitsubishi Lancer (288 машин) и Mazda3 (287 машин). Стоит отметить высокий прирост по продажам модели Volvo S40 по сравнению с 2005 годом — 218%, до 35 машин. Также отличный результат показала модель Jaguar S-type: продажи выросли с одной машины в 2005 году до 11 в 2006-м.

Второе место в рейтинге занял дилер китайской марки Chery «Пекинский джип»: продажи в 2006 году выросли на 68% — до 1892 машин. Серьезный вклад в успех компании внес городской «малыш» Chery QQ — его доля в общем объеме продаж составляет 45%. А за 2006 год продажи этой модели составили 844 машины. Также порадовала новая модель Chery A15: в 2006 году было продано 556 автомобилей. Необходимо учесть, что компания является официальным импортером Chery Motors и, соответственно, продает свои машины не только в Новосибирске, а на всей территории от Урала до Дальнего Востока.

Остальные участники рейтинга нарастили продажи за год в среднем на 70%. Это отличный результат, достижению которого способствовало несколько факторов. Во-первых, сохраняется увеличение доли продаж новых автомобилей в кредит. Во-вторых, в 2006 году на российском рынке еще больше сократилась доля подержанных иномарок. В общем объеме продаж автомобилей в стране она упала с 18% в 2005 году до 13% в 2006 году. Причин тому несколько: 26 мая 2006 года Федеральная таможенная служба РФ запретила ввоз на территорию России подержанных автомобилей, выпущенных в Европейском Союзе до 1996 года включительно, в США — до 1995 года, в Японии — до 1997 года. Запрет действовал до 1 сентября 2006 года. Многие автовладельцы пересаживаются с подержанных автомобилей на новые в связи с ростом своих доходов.

Третья тенденция на региональном рынке — предпочтение азиатских марок европейским. Главная причина — рост курса евро по отношению к доллару по итогам 2006 года (11,4%), который вызвал повышение цен на автомобили, собираемые в Европе, вслед за ростом их себестоимости. В свою очередь стоимость японской иены в 2006 году была более стабильной (рост 1,5%). На этом фоне азиатские автомобили выглядят привлекательнее по ценам.

Компактный размер

Главной тенденцией рынка иномарок в 2006 году стала возросшая популярность компактных внедорожников, так называемых «паркетников». Еще их называют кроссоверами, а в Европе — аббревиатурой SUV. Согласно опросу ведущих дилеров иностранных производителей, компактные внедорожники обладают массой преимуществ: экономичный расход топлива по сравнению с «настоящими« внедорожниками, маневренность, высота посадки, увеличенный дорожный просвет, небольшой вес, несущий кузов, легкость управления и универсальность. И самое главное — это сочетание удобства езды в городе и за его пределами.

По словам генерального директора компании «СЛК-Моторс» Натальи Макаренко, «внедорожники традиционно пользуются повышенным спросом у наших клиентов: по итогам 2006 года доля внедорожников в структуре продаж автомобилей Toyota «СЛК-Моторс« составила 47%, тогда как общероссийский показатель — 31%.

Однако появление в линейке Toyota новых моделей С-сегмента способствует росту покупательского интереса к городским автомобилям. Появление новой Toyota Corolla и ожидаемое в ближайшее время представление нового брэнда Auris способны переломить ситуацию, и уже первый квартал 2007 года показывает изменение структуры в сторону увеличения доли городских автомобилей».

Спрос на «паркетники» настолько велик, что дилеры не успевают с ним справляться. По словам директора управления маркетинга автохолдинга «РОССО» (Иркутск) Веры Рыжкович, «зачастую автомобили продаются еще до поступления в салон. В первую очередь это касается полных внедорожников, но и кроссоверы своих покупателей долго не ждут. В целом продажи могли бы быть и выше, если бы не ограниченные объемы поставок автомобилей».

Также причина дефицита машин — в нехватке платформ для автовозов. И проигрывает тот импортер иномарок, у кого небольшие поставки, и тот, чьи контракты подписаны с логистическими операторами, не владеющими платформами.

Большим успехом у россиян по-прежнему пользуется русско-американский «паркетник» Chevrolet Niva. Главный его плюс — невысокая цена. Но есть и большой недостаток, который сказывается на снижении продаж, — высокая для иномарки стоимость технического обслуживания и ремонта. Тем не менее на российском рынке эта модель пока занимает первое место в классе компактных внедорожников, хотя динамика продаж отрицательная: в 2006 году 41,1 тыс. авто против 44 тыс. в 2005 году.

Большой популярностью в этом году пользовался яркий представитель SUV корейский Hyundai Tucson. Российские продажи этой модели по итогам года достигли 12 606 машин.

Что касается сибирского рынка компактных внедорожников, то темпы его роста опередили рост всего сибирского рынка и составили 80%. В 2006 году в Cибири реализовано более 2 тыс. новых компактных внедорожников. Самым востребованным «паркетником« стал Toyota RAV-4 — доля продаж в общем объеме составила более 60%. Вообще, нужно сказать, что эта модель является и одной из самых популярных в своем классе в целом по России: если в 2003 году, к примеру, было продано 2,5 тыс. машин, то в 2006-м — уже 12 тыс. штук. У официального новосибирского дилера Toyota — компании «СЛК-Моторс» — продажи RAV-4 в 2006 году увеличились в три раза по сравнению с показателями 2005 года. «Существуют все основания полагать, что в 2007 году неугасающий интерес покупателей к этой модели позволит зафиксировать дальнейшее увеличение продаж», — отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы Галина Шахова.

Отличился и Hyundai Tucson. В салоне официального дилера в Новосибирске — компании «Автоленд« — продажи этого популярного кроссовера выросли в три раза — с 35 до 103 машин. В кемеровском автосалоне «Хендай-Вектор» показатель увеличился также в три раза — с 50 до 157 машин. «Удобство и комфорт за небольшую плату являются основными составляющими для выбора солидных людей, предпочитающих активный образ жизни«, — называет плюсы компактных внедорожников менеджер по маркетингу «Хендай-Вектор» Ирина Ходько.

Дальний свет

В скором времени список лидеров в сегменте SUV может измениться: многие производители готовы разбавить существующую линейку новыми моделями. Уже в июле этого года в салонах официальных дилеров марки Mazda («Автоленд», красноярский «Мазда Центр Маршал») начнутся продажи нового компактного кроссовера Mazda CX-7. По словам директора продаж «Мазда Центр Маршал» Сергея Полякова, «компания уже начала принимать заказы на новый компактный внедорожник Mazda CX-7, и первые результаты дают право сделать весьма оптимистичные прогнозы. Мы надеемся, что новый автомобиль войдет в десятку самых продаваемых компактных внедорожников».

В конце лета начнется производство, а в сентябре — поставки на российский рынок нового полноприводного Renault Scenic. Также осенью ожидается начало поставок новейшего компактного внедорожника Renault Koleos. В декабре в автосалоне «Патриот Авто« появится первый в линейке французской марки Peugeot внедорожник — Peugeot 4007. В целом перспективы у сегмента очень хорошие.

Рейтинг продаж новых иномарок
дилерами Сибири по итогам 2006 года

Место Компания Регион Марка Объем продаж
в натуральном выражении
2006 г.,
шт.
2005 г.,
шт.
Рост,
%
1 АВТОЛЕНД Новосибирск Mitsubishi, Hyundai,
Ford, Volvo,
Jaguar, Mazda,
Land Rover
2545 1793 42
2 Пекинский джип Новосибирск Chery, Admiral 1892 1124 68
3 Крепость Красноярск Toyota, Lexus 1595 844 89
4 Медведь холдинг Красноярск BMW, Mitsubishi,
Hyundai, Peugeot,
Volkswagen, Skoda
1384 771 80
5 Атлантик Моторс Красноярск Nissan, Renault,
Opel, Chevrolet
1316 н/д
6 СЛК-Моторс Новосибирск Toyota, Lexus 1211 488 148
7 Редут Красноярск Ford 1077 703 53
8 Россо Иркутск Mitsubishi, Audi,
Volvo, LandRover,
Chrysler, Ford
958 520 84
9 Тойота Центр
Иркутск*
Иркутск Toyota, Lexus 772 518 49
10 Тойота Центр
Кемерово**
Кемерово Toyota 732 586 25
11 Хендай-Вектор Кемерово Hyundai 652 456 43
12 Рено-Сибирь Новосибирск Renault 506 609 -17
13 Патриот Авто Новосибирск Peugeot, Hyundai,
Nissan
478 н/д
14 АВТО-1* Новосибирск Toyota, Honda, Kia,
Chevrolet Viva
458 362 27
15 Форд-Омск Омск Ford 452 338 34
16 Автоцентр Барс Омск Mitsubishi, Peugeot 447 281 59
17 Рено-Омск Омск Renault 406 100 306
18 Автосфера Кемерово Mitsubishi 363 698 -48
19 АНТ Барнаул Mitsubishi 348 264 32
20 БурятАВТО Улан-Удэ Toyota, Hyundai,
Chevrolet-Niva, Kia,
Renault, Admiral
336 242 39
21 Мазда Центр
Маршал
Красноярск Mazda 294 106 177
22 Автодоктор Томск Mitsubishi 289 189 53
23 Автосфера Новокузнецк Mitsubishi 285 110 159
24 Сибирские
автомобили и
принадлежности
Иркутск Renault 259 86 201
25 СТС Автомобили Новосибирск Mercedes-Benz 230 86 167
26 Ауди Центр
Красноярск
Красноярск Audi 205 156 31
27 Форпост Красноярск Volvo, Land Rover 175 н/д
28 Уз ДЭУ-Новосибирск Новосибирск Daewoo 168 150 12
29 Престиж-Авто Новосибирск Audi 142 71 100
30 Транзит-Сервис Новосибирск Skoda 140 40 250
31 Орион Красноярск Mercedes-Benz 121 87 39
32 Сот-моторс Омск Mercedes-Benz 100 48 108
33 Независимость-Омск Омск Volvo 78 0
34 Автограф Красноярск Subaru 75 0
35 Байкал Моторс Иркутск Audi 56 9 522
36 »Мерседес-Центр
«Байкалит»*
Иркутск Mercedes-Benz 48 0
37 Независимость-
Барнаул
Барнаул Volvo 37 н/д
38 Прайд Кемерово Volvo 34 н/д
39 Сто коней Томск Volvo 28 н/д
40 Редут Автоцентр Улан-Удэ Volvo 21 н/д
41 Автостарт* Новосибирск Chrysler, JEEP,
Dodge
19 0

* Неофициальный дилер; ** 12 апреля получит статус официального дилера марки Toyota

Источник: данные компаний и генеральных импортеров марок в России

10 популярных марок Сибири

Место Марка Объем продаж в натуральном выражении Рост, %
2006 год 2005 год
1 Toyota 4215 2436 73,0
2 Ford 2662 1699 56,7
3 Mitsubishi 2644 2296 15,2
4 Renault 1563 795 96,6
5 Chery 1507 237 535,9
6 Hyundai 1416 680 108,2
7 Mazda 842 458 83,8
8 Peugeot 749 331 126,3
9 ¤Audi 459 246 86,6
10 Volvo 405 н/д

Источник: данные региональных дилеров и генеральных импортеров иномарок

Новинки в сегменте компактных
внедорожников в 2007 году

Модель Автосалон Город Дата появления
Mitsubishi Outlander XL Автоленд, Россо Новосибирск,
Иркутск
конец февраля
Land Rover Freelander 2 Автоленд Новосибирск март
Mazda CX7 Автоленд, Мазда
Центр Маршал
Новосибирск,
Красноярск
июль
Hyundai Santa Fe Автоленд Новосибирск сентябрь
Renault Scenic Сибирские автомобили
и принадлежности
Иркутск сентябрь
Renault Koleos Сибирские автомобили
и принадлежности
Иркутск осень
PEUGEOT 4007 Патриот Авто Новосибирск декабрь
JEEP Liberty Автостарт Новосибирск июнь
Dodge Nitro Автостарт Новосибирск август

Источник: данные компаний

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ