Юбилей альта с оркестром

Юбилейный филармонический «Фестиваль фестивалей» триумфально завершился на прошлой неделе концертом Юрия Башмета и его ансамбля «Солисты Москвы».

В рамках юбилейного тура оркестру Юрия Башмета придется выступить даже на подводной лодке. Фото Виталия ВАЛИЩЕВСКОГО

В том, что праздничный фестиваль филармонии оказался таким ярким, есть определенная доля везения. Так, знаменитый австрийский пианист Пауль Бадура-Скода выступил в Новосибирске в рамках своего юбилейного турне, «Солисты Москвы» тоже приехали к нам в соответствии с графиком юбилейных концертов. Ансамбль отмечает свое 15-летие беспрецедентным по размаху туром по России. В Новосибирске прошел последний концерт урало-сибирской части гастролей, а вообще запланированы 42 концерта в 39 городах страны. Почему цифры не совпадают? Секрет в том, что три выступления пройдут в экстремальном режиме: один — на крейсере во Владивостоке, другой — на электростанции близ Красноярска, третий — на подводной лодке в Североморске. Сам Башмет признался, что не представляет, каким образом можно сыграть на подводной лодке — разве что на верхней палубе, потому что внутрь оркестр просто не войдет. «А уж в момент погружения, под водой, и вовсе ничего не будет слышно», — пошутил музыкант.

Нынешний состав «Солистов» второй. С первым коллективом, существовавшим семь с половиной лет, музыкант, по его словам, «развелся». В конце 80-х тот оркестр выехал во Францию, в город Монпелье, чтобы переждать тяжелые перестроечные времена, «самосохраниться». В итоге люди приняли решение остаться за границей насовсем и под давлением обстоятельств подписали бумаги, в которых отказывались от своего руководителя. Башмет тогда зарекся создавать коллективы и брать на себя такую ответственность. Однако разговор с Ниной Дорлиак, супругой Святослава Рихтера, с которым Башмет много выступал и вообще был близок, стал для него решающим. «Разговор состоялся 15 лет назад, и только поэтому мы сейчас совершаем юбилейное турне», — признался он на пресс-конференции. 15 лет назад музыкант собрал талантливых студентов Московской консерватории, отсудил имя «Солисты Москвы» у прежнего коллектива и через неделю после первой репетиции представил новый оркестр в парижском зале Плейель.

Концерт в Новосибирске стал 18-м в юбилейном туре, стартовавшем в конце февраля в Сочи: там выступление ансамбля вошло в культурную программу, приуроченную к визиту оценочной комиссии Международного олимпийского комитета. Турне оказалось с приключениями: в Волгограде, например, поезд «Солистов» в семь утра встречал на вокзале казачий хор, а Башмету пришлось выпить стакан самогона, поставленный на лезвие шашки, в Барнауле альтиста и дирижера посвятили в пионеры. Вспоминая все эти события, музыкант особенно подчеркивал, что в свой юбилей коллективу хочется слышать добрые слова на русском языке. «Мы могли бы сделать турне по европейским столицам, но предпочли проехать по России. Я полушутя называю наши гастроли «Праздником неуехавших«, — поделился музыкант, намекая на судьбу первого оркестра. — И мне очень важно выступать дома и вновь ловить то ощущение, которое невозможно поймать за границей, — ощущение, что я — ваш, а вы — мои».

«Каждое выступление доставляет нам огромное удовольствие, концерты не стали для нас работой. Мне кажется, что мы играем все лучше и лучше. Знаете, в Кургане нас многократно вызывали на бис. И если после первого и второго кричали: «Браво», — то после третьего весь зал скандировал: «Ура!» — не без удовольствия вспомнил Башмет. Конечно, подобный прием оркестр заслужил блестящим исполнением — вне сомнений. Но в этом признании забрезжил новый смысл, когда выяснилось, что спонсор новосибирского концерта — московский коньячный завод — щедро угощает ценителей классики своей продукцией. До скандирования на концерте дело, правда, не дошло, но атмосфера была накалена, прием был восторженным, овации — шквальными. В исполнении оркестра особенно хорош был Третий Бранденбургский концерт Баха, сыгранный на одном дыхании, с ощущением стремительного упругого развертывания, с филигранной нюансировкой, он дал возможность оценить необыкновенную слаженность коллектива. Вся прелесть матового меланхоличного тембра альта раскрылась в тихой кульминации концерта — «Граве» не столь известного у нас чешского композитора Бенды. Глубокие гармонии и выразительное, проникновенное, даже скорее проникающее чуткое интонирование мелодии заворожили, вызвали в душе приступ щемящей сладкой ностальгии, а на губах — мучительную улыбку. Но, как часто бывает, намного более понятной и близкой для публики стала яркая, рассчитанная на внешний эффект полька Шнитке, доведшая зал до неистовства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ