Юбилейный филармонический «Фестиваль фестивалей» триумфально завершился на прошлой неделе концертом Юрия Башмета и его ансамбля «Солисты Москвы».
В том, что праздничный фестиваль филармонии оказался таким ярким, есть определенная доля везения. Так, знаменитый австрийский пианист Пауль Бадура-Скода выступил в Новосибирске в рамках своего юбилейного турне, «Солисты Москвы» тоже приехали к нам в соответствии с графиком юбилейных концертов. Ансамбль отмечает свое 15-летие беспрецедентным по размаху туром по России. В Новосибирске прошел последний концерт урало-сибирской части гастролей, а вообще запланированы 42 концерта в 39 городах страны. Почему цифры не совпадают? Секрет в том, что три выступления пройдут в экстремальном режиме: один на крейсере во Владивостоке, другой на электростанции близ Красноярска, третий на подводной лодке в Североморске. Сам Башмет признался, что не представляет, каким образом можно сыграть на подводной лодке разве что на верхней палубе, потому что внутрь оркестр просто не войдет. «А уж в момент погружения, под водой, и вовсе ничего не будет слышно», пошутил музыкант.
Нынешний состав «Солистов» второй. С первым коллективом, существовавшим семь с половиной лет, музыкант, по его словам, «развелся». В конце 80-х тот оркестр выехал во Францию, в город Монпелье, чтобы переждать тяжелые перестроечные времена, «самосохраниться». В итоге люди приняли решение остаться за границей насовсем и под давлением обстоятельств подписали бумаги, в которых отказывались от своего руководителя. Башмет тогда зарекся создавать коллективы и брать на себя такую ответственность. Однако разговор с Ниной Дорлиак, супругой Святослава Рихтера, с которым Башмет много выступал и вообще был близок, стал для него решающим. «Разговор состоялся 15 лет назад, и только поэтому мы сейчас совершаем юбилейное турне», признался он на пресс-конференции. 15 лет назад музыкант собрал талантливых студентов Московской консерватории, отсудил имя «Солисты Москвы» у прежнего коллектива и через неделю после первой репетиции представил новый оркестр в парижском зале Плейель.
Концерт в Новосибирске стал 18-м в юбилейном туре, стартовавшем в конце февраля в Сочи: там выступление ансамбля вошло в культурную программу, приуроченную к визиту оценочной комиссии Международного олимпийского комитета. Турне оказалось с приключениями: в Волгограде, например, поезд «Солистов» в семь утра встречал на вокзале казачий хор, а Башмету пришлось выпить стакан самогона, поставленный на лезвие шашки, в Барнауле альтиста и дирижера посвятили в пионеры. Вспоминая все эти события, музыкант особенно подчеркивал, что в свой юбилей коллективу хочется слышать добрые слова на русском языке. «Мы могли бы сделать турне по европейским столицам, но предпочли проехать по России. Я полушутя называю наши гастроли «Праздником неуехавших«, поделился музыкант, намекая на судьбу первого оркестра. И мне очень важно выступать дома и вновь ловить то ощущение, которое невозможно поймать за границей, ощущение, что я ваш, а вы мои».
«Каждое выступление доставляет нам огромное удовольствие, концерты не стали для нас работой. Мне кажется, что мы играем все лучше и лучше. Знаете, в Кургане нас многократно вызывали на бис. И если после первого и второго кричали: «Браво», то после третьего весь зал скандировал: «Ура!» не без удовольствия вспомнил Башмет. Конечно, подобный прием оркестр заслужил блестящим исполнением вне сомнений. Но в этом признании забрезжил новый смысл, когда выяснилось, что спонсор новосибирского концерта московский коньячный завод щедро угощает ценителей классики своей продукцией. До скандирования на концерте дело, правда, не дошло, но атмосфера была накалена, прием был восторженным, овации шквальными. В исполнении оркестра особенно хорош был Третий Бранденбургский концерт Баха, сыгранный на одном дыхании, с ощущением стремительного упругого развертывания, с филигранной нюансировкой, он дал возможность оценить необыкновенную слаженность коллектива. Вся прелесть матового меланхоличного тембра альта раскрылась в тихой кульминации концерта «Граве» не столь известного у нас чешского композитора Бенды. Глубокие гармонии и выразительное, проникновенное, даже скорее проникающее чуткое интонирование мелодии заворожили, вызвали в душе приступ щемящей сладкой ностальгии, а на губах мучительную улыбку. Но, как часто бывает, намного более понятной и близкой для публики стала яркая, рассчитанная на внешний эффект полька Шнитке, доведшая зал до неистовства.