Аппетиты растут

Цена для сибиряков постепенно перестает играть решающую роль при покупке автомобиля. Выбирая машину, на первый план для местных покупателей выходят другие факторы, такие как дизайн, комфортность, динамические характеристики, надежность и пр. Также местные покупатели благодаря различным кредитным инструментам всерьез заинтересовались дорогими автомобилями, а те, кто покупает машины подешевле, старается насытить их максимальным количеством разнообразных опций. В том, как меняются предпочтения покупателей автомобилей в Сибири, вместе с местными автодилерами разбирался корреспондент «КС» ТИМОФЕЙ КУДАЕВ.

Мода на иномарки

Фото Михаила ПЕРИКОВА

Автолюбители Сибири, впрочем, как и всей России, стабильно останавливают свой выбор на автомобилях иностранных производителей — превышение объемов продаж новых иномарок над продажами отечественных автомобилей стало основным итогом 2006 года. Другой важной тенденцией автомобильного рынка России, по оценкам экспертов, является все более выраженное смещение точек роста рынка в регионы, тогда как в Москве динамика продаж практически стабилизировалась. Однако при этом надо учитывать, что основной рост рынка будет происходить за счет относительно доступных иномарок, произведенных в России. «Факторы, способствующие росту рынка в 2006 году, по всей видимости, будут действовать и в 2007-м. Таким образом, рост рынка продолжится, однако темпы роста предсказать достаточно сложно«, — считает специалист по маркетингу ООО »МЦ-Маршал« (официальный дилер Mazda в Красноярске) Юлия Мазун. В «Рено-Сибирь» прогнозируют увеличение объема продаж автомобилей по сравнению с 2006 годом на 65%. «По моим прогнозам, в 2007 году темпы роста превысят 150% по сравнению с 2006 годом», — поделился начальник отдела розничных продаж ООО «Автоцентр Трансервис« Игорь Лысенко. Также в 2007 году автодилеры прогнозируют рост объема продаж машин «премиум»-сегмента.

Капризы клиентов

Покупатели стали требовательнее и к уровню обслуживания, и к сервису. «Помимо цены, для современного покупателя немаловажными факторами при выборе авто являются дизайн, послепродажные гарантии, технические характеристики, уровень сервиса, и даже то, как его встречают в салоне», — считает специалист по связям с общественностью и прессой ООО «Патриот Авто-Новосибирск» (официальный дилер Peugeot) Алексей Шипелкин. «В связи с улучшением условий кредитования и уменьшением процентных ставок по кредитам покупатели стали приобретать автомобили более высокого класса и более дорогих комплектаций«, — подтвердила Юлия Мазун. Директор по развитию бизнеса новосибирского автосалона «Сибтрансавто-Н» (официальный дилер Chevrolet, Opel и Hummer) Светлана Шилова также отмечает, что выросли покупки в кредит дорогостоящих автомобилей. «Те клиенты, которые купили автомобиль 2–3 года назад, при покупке нового автомобиля скорее всего предпочтут автомобиль более высокого класса, чем прежний«, — пояснила Юлия Мазун.

В «премиум»-сегменте перемен в предпочтениях практически нет. «Покупатели таких автомобилей редко меняют свои предпочтения и взгляды, поэтому каких-либо значительных изменений в критериях выбора, по моему мнению, не происходило, — заметил менеджер по продажам и маркетингу ООО «Сот моторс» (официальный дилер ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС« по маркам Mercedes-Benz, Chrysler, Dodge и Jeep) Евгений Залознов. — Правда, необходимо заметить, что людей, ценящих прежде всего комфорт, стиль и престиж немецких автомобилей, а не практичность, экономию и скромность, как, например, у японских марок, стало больше».

Согласно экспертным оценкам, появилась устойчивая тенденция к выбору «люксовых» моделей, оснащенных всеми вариантами активной и пассивной безопасности, комфортных, функциональных. По данным ООО «Автоцентр Трансервис«, новосибирцы с каждым годом все больше предпочитают автомобили с европейским расположением руля. Также идет уклон в более дорогой ценовой сегмент. Особенно, по мнению менеджера по продажам автосалона «Авто-1» (официальный дилер KIA в Новосибирске) Оксаны Чичибабиной, эта тенденция прослеживается среди покупателей автомобилей стоимостью свыше $30 тыс.

«Если покупка осуществляется в кредит, то, как правило, выбирается более дорогой автомобиль. Платить шесть или восемь тысяч в месяц — большой роли не играет«, — добавил Алексей Шипелкин. В «Сибтрансавто-Н» также отмечают, что предпочтение меняется в сторону выбора удорожания и комфортности. Также сегодняшний покупатель часто предпочитает автомобили класса С. «Это объясняется желанием быть лучшим, демонстрировать свою успешность, соответствовать статусу и обладать престижным автомобилем«, — пояснила PR-менеджер официального дилера Renault »Рено-Сибирь« Олеся Денисова.

В »Кварсис-Моторс« отмечают и такую закономерность — поездив несколько лет на автомобиле одного класса, человек, как правило, выбирает свой следующий автомобиль этой же марки, но классом выше. Во многом этому способствует и то, что в автосалонах активно действует схема trade-in.

Также последнее время все большим спросом пользуются внедорожники и малолитражки. Как пояснил директор автосалона «Кварсис-Моторс» Андрей Кубрин, «с одной стороны, плохие дороги подталкивают к покупке внедорожника, с другой стороны — люди стали больше путешествовать на своих автомобилях по странам. Малолитражкам же отдают предпочтение, потому что небольшие размеры и экономичные двигатели незаменимы в условиях растущего мегаполиса«.

Больше опций

Ряд автосалонов отмечает рост покупательского спроса на автомобили с максимальной комплектацией, хотя подавляющее большинство продаж по-прежнему приходится на базовые комплектации. Специалисты автосалона «Авто-1» уверены, что, как и в 2006 году, все модели будут востребованы в разных комплектациях. «В то же время, составляя план на 2007 год, мы учли растущий спрос покупателей на дорогие модели и увеличили их количество в сравнении с предыдущим годом», — делится Оксана Чичибабина.

В то же время сибирские дилеры марок группы «премиум», в частности, Mercedes-Benz, отмечают, что случаев, когда клиенты приобретают автомобили классом выше, но с минимумом опций, уже практически не встречается. «На сегодня наш клиент в большинстве своем — это человек, для которого важен автомобиль не только с внешней стороны, но и с внутренней. Ведь для многих автомобиль — не только элемент поддержания социального статуса владельца, но и главный помощник«, — пояснила директор по корпоративным коммуникациям и маркетингу ЗАО «СТС-автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирске и Кемерове) Ольга Куценко. «Так как уровень благосостояния населения растет, сегодня покупатель руководствуется соотношением «цена-качество« и может себе позволить более дорогую комплектацию той или иной марки автомобиля, что и предпочитает делать. Во многом это вызвано желанием получить максимум комфорта от пребывания в автомобиле», — пояснила Олеся Денисова. Однако в Новосибирске уже сформировалась определенная категория покупателей, которые рассматривают только «люкс» и настроены получить максимум опций и комфорта в выбранном им автомобиле. «Чем дороже и престижнее автомобиль, тем больше у него почитателей максимальной комплектации», — считает Оксана Чичибабина. «По сути дела сегодня в сегментах «суперпремиум» и «люкс« уже можно смело говорить об индивидуализации автомобиля покупателем. Если раньше у клиентов была ориентация на эмоции, вызываемые самим брэндом Mercedes-Benz, то сегодня наши покупатели демонстрируют особенное внимание к комплектации дорогих автомобилей, все чаще у нас заказывают оригинальные автомобили, увеличивается количество машин с тюнингом AMG», — комментирует Ольга Куценко. Важным становится то, что заложено в автомобиле, а не просто марка и класс. Хотя они по-прежнему крайне важны и занимают лидирующие позиции в списках критериев, на которые ориентируется потенциальный покупатель, делая свой выбор. «Что касается предпочтений по комплектации, то наши покупатели обращают внимание и на «начинку« автомобиля, смотрят набор функций и стараются выбрать максимально комфортную для себя машину. Каждый покупатель выбирает автомобиль в соответствии с желанием и потребностями», — пояснил Игорь Лысенко. Если одна категория покупателей не хочет сразу выкладывать деньги за определенный набор опций и планирует сделать это планомерно в течение какого-то периода времени, в зависимости от своего бюджета, что позволяет им сэкономить на этапе покупки, то представители другой категории, наоборот, планируют установить на автомобиль только то, что им необходимо, и поэтому берут стандартную комплектацию и сразу же при покупке определяют перечень тюнинговых работ для своего автомобиля, стремясь сделать его более индивидуальным. «Это также выгодно автосалонам, так как это позволяет зарабатывать на продаже не только автомобиля, но и дополнительного оборудования. И еще один немаловажный аргумент в пользу выбирающих базовую комплектацию — это реальная возможность взять автомобиль классом выше, пусть и с минимумом опций», — добавила Оксана Чичибабина.

По мнению Андрея Кубрина, наиболее популярной остается средняя комплектация, она включает в себя все самое необходимое для удобства эксплуатации. Этому способствует ряд причин: и низкий по сравнению с Европой уровень жизни, и слабые кредитные программы. «Не стоит забывать и низкий уровень технического обслуживания автомобилей. Чувствуется нехватка оборудования и достаточно грамотных, квалифицированных специалистов», — добавил Андрей Кубрин. Алексей Шипелкин отмечает, что самую простую комплектацию приобретают при корпоративных продажах, а физлица стараются приобрести дополнительные опции. Как он пояснил, «благосостояние граждан растет, все больше автомобилистов пересаживаются на левый руль, клиенты приобретают не просто машину, а настоящего партнера для бизнеса, дома, личных целей. И все в автомобиле должно быть прекрасно, удобно и комфортно». Кроме того, выбор комплектации зависит и от класса автомобиля. «Для дорогих моделей выбирают комплектации побогаче, для более доступных — попроще, — комментирует Евгений Залознов. — Нецелесообразно покупать сравнительно недорогой А-Класс с максимальным количеством опций, проще купить изначально более богатый С-Класс. И наоборот, если покупатель остановился на дорогом S-Классе, экономить на опциях смысла нет — такой автомобиль с простым тканевым салоном выглядит по меньшей мере нелепо».

Ольга Куценко прогнозирует, что в 2007 году клиенты будут демонстрировать еще более скрупулезный подход к опциям покупаемого автомобиля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ