Marks & Spencer спасает универмаги

Редакции «КС» стало известно имя одного из якорных арендаторов торгового молла «Мега» в Новосибирске (открытие намечено на конец 2007 года). Около 1500 кв. м займет знаменитый английский универмаг Marks & Spencer (M & S). Эксперты достаточно осторожно оценивают воздействие этого сетевого брэнда на потребительский рынок, зато надеются, что M & S реанимирует формат универмага, практически исчезнувший в российском ритейле.

Marks & Spencer — крупнейшая в Великобритании сеть по продаже одежды, товаров для дома и досуга и продуктов питания. Основана в 1884 году. В сеть M & S входят более 650 магазинов, включая 450 в Великобритании и 220 магазинов в 30 странах мира. Почти все универмаги за пределами Великобритании работают на условиях франшизы (130 франчайзи). Объем продаж сети в 2006 году составил 7,8 млрд фунтов стерлингов. Первый российский магазин Marks & Spencer площадью около 1400 кв. м открылся в Москве в ноябре 2005 г. в ТЦ «Фестиваль». Первый региональный магазин работает с марта этого года в Нижнем Новгороде. Региональные универмаги сети располагаются в торговых центрах «Мега», по метражу они близки к московскому прототипу (1200–1500 кв. м). В Россию знаменитую британскую марку привела турецкая компания Marka Magazacilik А.S. (входит в Fiba International Holding) — франчайзи M & S в России, Украине и Турции. Магазин в Новосибирске станет десятым по счету универмагом M & S на территории России.

Степень грядущего воздействия M & S на консюмерский рынок Новосибирска эксперты «КС» оценивают достаточно скептически. «Аппетит» британцев и турков по отношению к российскому рынку выше, нежели потенциальный интерес россиян к M & S: 15–20-процентный прирост российского рынка им, естественно, интереснее, чем европейский ритейл, прирастающий за год на считанные проценты. Впрочем, и пассионарность российского рынка его участники тоже не советуют переоценивать.

«Думаю, M & S приходит не из-за какого-то особого потенциала Новосибирска, а просто как уже традиционный арендатор «Меги«, в общей связке арендаторского пула», — комментирует директор ТЦ «Галерея «Максима» Татьяна Зайко.

По мнению ритейлеров, первичный жизненный импульс новому оператору даст сам статус новичка и «англичанина». «Первое время ажиотаж будет почти гарантированным именно из-за магии словосочетания «английская марка», — говорит госпожа Зайко. — Но насколько долгосрочным будет этот спрос, судить сложно. Тут оснований для опасений больше. Во-первых, не стоит забывать, что новосибирский рынок не похож на московский, механически их отождествлять — огромная ошибка. Во-вторых, местная публика, «распробовав« эстетику Marks & Spencer, вполне может в ней разочароваться. Одежда этой сети на взгляд россиянина представляется слишком простой, слишком классической. Так сказать, слишком английской».

Маркетологи склонны согласиться с этим. «У нас в Москве универмаги М & S работают давно, но не берусь назвать этот брэнд очень уж популярным, — признается маркетолог компании «Аверс» Иван Сенин. — нормальная, добротная одежда на каждый день, без дизайнерской сенсационности. Английская «среднеклассовая» мода выглядит очень средненько, англичане сильны либо в эпатажном гламуре, либо в молодежной «концептуалке». Одежда на каждый день им удается «на четверку». Но захочет ли сибирский средний класс одеваться «на четверку«?»

«Российские женщины предпочитают покупать вещи по принципу «и в пир, и в мир, и в добрые люди», — соглашается Татьяна Зайко. — Я, к примеру, формируя ассортимент «Максимы», стремлюсь охватить всю географию европейской моды — и Германию (это наша эстетическая база), и Францию, и Италию. М & S же — брэнд моноэтничный в стилевом смысле. Поэтому я не опасаюсь за будущее нашей галереи. Отток покупателей после открытия M & S испытают все магазины одежды, но это может оказаться не перегруппировкой рынка, а просто реакцией на что-то «большое и новое«.

Вероятность конкуренции с M & S не смущает и представителей новосибирского ЦУМа. »Во-первых, для прямой конкуренции мы физически слишком далеки друг от друга, — подчеркивает директор отдела маркетинга ЗАО «ЦУМ «Новосибирск« Татьяна Баженова. — Во-вторых, масштаб у нас разный: полторы тысячи стандартного метража М & S — это не так уж много в сравнении с ЦУМом. Так что на рынке мы не столько соперники, сколько союзники в деле возрождения формата универмага».

Именно «форматную реанимацию» госпожа Баженова называет главным плюсом пришествия английского гиганта: «Своим приходом М & S дает новую жизнь, новые краски понятию «универмаг». В постсоветской России универмаги практически исчезли — одни раздали площади в аренду, другие вовсе закрылись или трансформировались в специализированные магазины. В списке сохранивших формат не так уж и много имен: наш универмаг, московские универмаги ЦУМ и «Москва», тюменский ЦУМ. Поэтому то обстоятельство, что в арендаторском пуле «Меги« окажется классический семейный универмаг, я могу только приветствовать».

Присутствие универмагов в числе якорных арендаторов больших ТЦ маркетологи вообще называют актуальной тенденцией современного девелопмента. «Сравнительно недавно под типичными и желанными «якорниками» подразумевались продуктовые супермаркеты и магазины бытовой техники, — отмечает Иван Сенин. — И то, что «большую арендаторскую тройку« наконец-то замкнул собой именно универмаг под знаменитым брэндом — это однозначно хорошо».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ