Работа на публику

Интерес к IPO со стороны региональных компаний пока нечасто материализуется в реальные размещения. Для одних это не самый выгодный способ финансирования, другие же до сих пор реформируют внутреннюю структуру для повышения инвестиционной привлекательности.

Альтернативы IPO

Альтернативой IPO могут служить продажа акций стратегическому инвестору или частное размещение акций. На фото — региональный директор компании «Энфорта» по Сибири Виктор Лясман. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Выход на фондовый рынок с первоначальным публичным размещением акций (IPO) перестал быть редким феноменом в России. По итогам 2006 года состоялось около 25 IPO, в текущем году их число будет по меньшей мере таким же. Возросший интерес эмитентов связан с несколькими факторами: развитие инфраструктуры отечественного рынка, рост интереса зарубежных инвесторов к отечественным компаниям, повышение их капитализации. В то же время период безумного интереса к быстрорастущим российским эмитентам постепенно сходит на нет. Лондонская биржа, ранее специально открывшая секцию CIS (Commonwealth of Independent States — СНГ), теперь говорит об ужесточении требований к эмитентам из стран СНГ. Поэтому для компаний, только планирующих выход на IPO, необходимо будет подойти к этому процессу основательно: инвесторы уже имеют возможность выбирать из нескольких аналогичных компаний данного сектора, и поэтому просто демонстрировать готовность к IPO мало — нужны конкурентоспособная бизнес-модель и гарантии относительно будущего роста компании. По словам заместителя директора ООО «Русские инвесторы — Сибирь» Виктора Андрюхина, «понятно желание наших компаний дешево привлечь западные деньги. Но не все понимают, что там покупатели довольно избирательно подходят к вопросу, акции каких компаний стоит приобретать. Иностранные фонды дорого могут купить акции флагманов нашей экономики, а вот массовый характер размещений средних компаний уже привел к тому, что рынок IPO стал рынком покупателя. Что касается сибирских компаний, то рынок еще не достаточно насыщен ими. Учитывая то, что денежная масса на биржевых площадках мира с каждым годом увеличивается, то можно сказать, что ближайшие два года акции российских компаний будут востребованы. А потом инвесторы будут подходить избирательно и вкладываться только в сырьевые предприятия нашей экономики».

Альтернативой IPO могут служить продажа акций стратегическому инвестору или частное размещение акций. Одна из ведущих розничных сетей Сибири — «Холидей Классик» — в конце прошлого года продала 25% акций «Ренове» за сумму, по оценкам, в $60–140 млн. Среди других успешных примеров привлечения инвесторов можно отметить «Энфорту», развертывающую в ряде городов России сеть WiMax. Компания привлекла для развития сети средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В США в марте компания Clearwire, занимающаяся аналогичным бизнесом, привлекла в ходе IPO $600 млн. ЕБРР инвестировал также в «Катрен» — дистрибьютора медицинских препаратов. По словам маркетолога Алены Аверинской, в стратегических планах «Катрен» значится проведение IPO в 2008–2010 годах. Пример частного IPO продемонстрировал в июле прошлого года «Белон», разместивший бумаги на сумму $57 млн.

Рискованное решение

На сегодня IPO провели три компании, ведущие деятельность в СФО: «Иркут», «Пава» и «Распадская».

Традиционно из пяти-десяти компаний, заявляющих о наличии планов по выходу на IPO, до биржи доходят одна-две. Компании корректируют свои планы с учетом меняющихся экономических условий и делают выбор в пользу других источников финансирования бизнеса. Так, золотодобывающая компания ОАО «Высочайший», первоначально планировавшая размещение в феврале текущего года, перенесла его на неопределенный срок в связи с тем, что оценка стоимости компании оказалась ниже, чем предполагали акционеры. Отчасти снижение интереса к российскому добывающему сектору связано с большим числом размещений среди российских эмитентов.

Помимо «Высочайшего», планировавшего разместиться в Лондоне, там уже торгуются Highland Gold Mining, Trans-Siberian Gold, Peter Hambro Mining, Amur Minerals — все эти компании имеют основные активы на территории России. Параллельно с «Высочайшим» на рынок выходил также добывающий холдинг «Полиметаллы». Традиционно инвесторы готовы предлагать некоторую премию первым компаниям, размещающимся из одного сектора. Такая «плотность» на рынке не останавливает компанию Angara Mining (ключевой актив — «Васильевский рудник»). По словам представителя по связям с общественностью Юрия Боканева, компания будет готова поделиться подробностями после уточнения сроков и формата предполагаемого IPO.

Риски, связанные с IPO, разнообразны. Например, «Южкузбассуголь», планировавший выход на IPO, вынужден был пока отказаться от размещения в связи с крупнейшей в истории российской угледобычи аварии на шахте «Ульяновская». Как ожидается, 2008 год станет не самым удачным для выхода на фондовый рынок в связи с президентскими выборами, поэтому компании, планирующие размещения, будут стремиться завершить сделку в этом году.

Российская специфика

Отметим, что стратегия выхода на IPO для компаний с развитых рынков и российского существенно отличаются. Например, в США большая часть эмитентов — достаточно молодые (четыре-восемь лет) компании, которые не имеют кредитной истории, — финансировались на деньги венчурных инвесторов и обычно на момент IPO обременены существенными долгами и не имеют положительной чистой прибыли. Фактически, они продают инвесторам потенциал будущего роста.

Российским эмитентам отечественные инвестиционные компании (аналог западных инвестбанков) часто предлагают постепенный выход на биржу. Сначала через размещение вексельного займа, затем — облигационного, а уже потом — проведение IPO. Разительное отличие стратегий во многом объясняется тем, что отечественные компании сразу не готовы к размещению: у них нет отчетности по МСФО, структура собственности и конечные владельцы бизнеса не ясны или не раскрываются, финансовые потоки непрозрачны, конечными владельцами могут быть офшоры (при выпуске векселей раскрытие большей части информации не требуется, стандарты раскрытия при выпуске облигационного займа менее жесткие, чем при выходе на IPO).

Поэтому инвестиционные компании рекомендуют эмитентам постепенно переходить к «нормальной» структуре собственности и параллельно приобретать публичную репутацию через освоение инструментов финансового рынка.

В большинстве случаев IPO проходит не на бирже (т. е. не посредством публичных торгов), но после размещения акции должны иметь листинг на одной или нескольких площадках. Поэтому параллельно с IPO компания получает листинг на бирже для организации вторичного рынка своих акций.

Для России сегодня трудность представляет не столько поиск подходящего места для размещения — это верхушка айсберга, — сколько развитие отрасли венчурных инвестиций. Венчурные фонды отмечают нехватку достойных проектов, которые можно успешно довести до коммерческого успеха. Подобную точку зрения разделяет Виктор Андрюхин: «Надо в первую очередь развивать сам механизм венчурного финансирования. Я думаю, что банки начнут заниматься венчурным финансированием только тогда, когда полностью выжмут возможность заработка денег на рынке кредитования и когда конкуренция начнет вытеснять их с этого рынка. В силу этой причины скорее всего сначала в венчурный бизнес придется пойти небольшим банкам и компаниям, которых конкуренция в первую очередь вытеснит в другие, пока не очень занятые ниши. Также венчурным бизнесом станут заниматься иностранные структуры. Начнут они скорее всего с крупных проектов, а также будут работать в рамках специализированных, «социальных« программ международных фондов (ЕБРР), направленных на развитие венчурного рынка в России».

IPO сибирских компаний

Boston,
МДМ-Банк
разме-
щения

Дата IPO Эмитент Площад-
ка для
Организатор размещения Объем
привле-
ченных средств, млн долл.
Доля
разме-
щенных акций, %
Цена
разме-
щения,
долл.
Цена
на
28.04.2007,
долл.
Измене-
ние, %
26.03.2004 НПК «Иркут» РТС,
ММВБ
Credit Suisse
First
127 23,3 0,62 0,975 57,3%
22.03.2005 Пава РТС,
ММВБ
Финам 8 10 0,9 0,6 -33,3%
10.11.2006 Распадская РТС,
ММВБ
Credit Suisse
First Boston,
Deutsche UFG,
Morgan Stanley
317 18 2,25 2,44 8,4%

Для «Павы» на 28.04 указана котировка на покупку на РТС
Источник: данные компаний

Ставка на традиционные отрасли

Потенциал сибирских эмитентов находится в основном в сырьевых секторах и энергетике. Реформа отрасли принесла немало IPO среди территориальных генерирующих компаний. По словам руководителя пресс-службы ТГК-12 (созданной на базе ОАО «Кузбассэнерго» и ОАО «Алтайэнерго») Валерия Плющева, компания готова к различным вариантам размещения, в том числе и в Лондоне. По его словам, «общий объем размещения может составить около 15 млрд рублей, что составляет 30% акций. Средства, привлеченные в ходе IPO, предполагается инвестировать в строительство энергоблока мощностью 660 МВт на Томь-Усинской ГРЭС. Есть принципиальное решение РАО «ЕЭС России« о нашем выходе на биржу, но точные параметры размещения пока не определены: возможно, оно состоится по закрытой подписке. Нам нужно быть готовыми к августу, но реально IPO вряд ли состоится раньше конца года».

ТГК-11

(созданная на базе генерирующих активов ОАО «Томскэнерго» и «Омскэнерго») пока не готова к размещению, из-за того что блокирующий пакет акций «Томскэнерго» принадлежит ЮКОСу, который уже дважды на собраниях акционеров «Томскэнерго« проголосовал против перехода ТГК-11 на единую акцию. В руководстве компании ТГК-11 позицию управляющего активами НК ЮКОС считают антигосударственной, поскольку схема реформирования энергетической отрасли, включающая обязательное привлечение инвестиций с помощью IPO, была утверждена на всех государственных уровнях, включая правительство РФ. Генеральный директор ОАО «ТГК-11» Сергей Кожемяко заявил, что «позиция ЮКОСа несколько осложнила реформирование энергетической отрасли части Сибири, поскольку переход на единую акцию предполагал повышение капитализации ТГК-11 с последующим выходом компании на IPO в конце текущего года. Позиция ЮКОСа на собрании акционеров ОАО «Томскэнерго« несколько увеличит сроки обновления генерации и ввода новых мощностей Томской и Омской областей».

В пищевой промышленности и сельском хозяйстве ряд компаний высказывал желание в будущем выйти на IPO, но реальных кандидатов в очередь на биржу пока мало. Отчасти это связано с тем, что аграрный сектор на фондовом рынке пока находится в тени. Например, бумаги «Павы», разместившейся два года назад, практически не выросли в цене, несмотря на двукратный рост российского рынка. Акции «Разгуляя», который провел IPO в марте 2006 года по цене $4,8, в мае 2006-го торговались по $6,2–6,3 за бумагу, а сейчас находятся у отметки $4,25.

По мнению председателя совета директоров «Павы« Андрея Игошина, »в 2005–2006 годах из-за роста цен на нефть на мировых рынках интерес инвесторов склонился в пользу нефтегазовых и энергетических компаний, спровоцировав отток из других отраслей. Зерноперерабатывающая отрасль в целом находится не в самом бодром состоянии, с этим связано изменение стратегии «Павы«. В настоящее время мы ведем переговоры с брокерами, планируем доразмещение акций на Лондонской фондовой бирже, что приведет к увеличению free float (доли акций в свободном обращении) и повышению ликвидности бумаг».

Тем не менее некоторый интерес к фондовому рынку у российских компаний пищевого сектора есть. По словам руководителя отдела по связям с общественностью «Сибирского берега» Константина Лыкина, компания начала целенаправленную работу по подготовке к выходу на IPO: «Несмотря на сложность и продолжительность преобразований, мы считаем данный инструмент финансирования дальнейшего развития компании эффективным и в наибольшей степени соответствующим стратегии компании. Также компания планирует в конце мая — начале июня разместить облигационный заем в 1,5 млрд руб. Сейчас идет работа над инвестиционным меморандумом, который компания планирует представить инвесторам ориентировочно в середине мая. Первоначальные сроки размещения (март-апрель 2007 года) были смещены в связи с включением в инвестиционный меморандум данных о консолидированной отчетности по МСФО за девять месяцев 2006 года, которая будет завершена в ближайшие дни».

Другие крупные региональные компании, например, «Инмарко» и «Сибирская хлебная корпорация», подобных планов пока не имеют.

Возможности региональных компаний других отраслей, в частности, из сферы высоких технологий, пока ограничены. Хотя, вероятно, создание Томской особой экономической зоны стимулирует развитие hi-tech сегмента региональной экономики и сделает возможным выход на рынок новых компаний.

Прямая речь

«Чтобы получить деньги, нужно привести компанию в надлежащий вид»

На вопросы «КС» ответил генеральный директор Сибирской юридической компании СЕРГЕЙ КАРПЕКИН.

— В июле прошлого года ваша компания выступила соорганизатором конференции по IPO в Новосибирске с привлечением иностранных партнеров. Чем удалось их заинтересовать, предполагается ли проведение аналогичного мероприятия в этом году?

— Со стороны лондонских партнеров поступило предложение провести конференцию в Новосибирске. Целью было собрать представителей крупного сибирского бизнеса и в доступной форме презентовать им «рынок лондонского Сити». Нашими партнерами были «БКС Консалтинг», Clyde & Co (английская юридическая фирма), Zimmerman Adams (занимается международными банковскими инвестициями, член LSE), «Бейкер Тилли Русаудит», Credit Suisse (швейцарский инвестбанк). Организаторов изначально интересовал крупный сибирский бизнес, поскольку фиксированные затраты на IPO высоке и небольшим предприятиям оно просто невыгодно.

Причины интереса зарубежных инвесторов просты: они ищут точки вложения капитала и обращают внимание на развивающиеся страны, где могут получить большую доходность. Они готовы работать на перспективу — не только на год, но и на пять и даже на десять лет вперед. Полгода назад мы обсуждали с ними сроки второго мероприятия, речь шла об апреле. Видимо, оно будет несколько позже, но мы знаем, что они от своего не отступятся. Так, Zimmerman создал отдельное подразделение для работы по СНГ — CIDA Developments.

— В чем сегодняшние трудности с привлечением инвесторов?

— Большинство отечественных компаний существует в форме, не позволяющей иностранным инвесторам вложить в нее хотя бы доллар. Причина в том, что российский бизнес развивался обычно с использованием «серых» схем, что привело к тому, что владельцы зарабатывают хорошие деньги, но для внешнего инвестора такая компания — «черный ящик». Кроме того, в результате использования подобных схем возрастают риски, и любая компания может быть поставлена в неудобную позицию с точки зрения налогового контроля.

Чтобы получить деньги от иностранных инвесторов, нужно привести компанию в надлежащий вид: изменить схему работы, провести масштабную реструктуризацию, отказаться от нелегальных схем оптимизации налогов, ввести современные стандарты корпоративного контроля. Сделать это крайне сложно и длительно. Если эти задачи решены, они и создают то, что называется капитализацией. Она интересует инвестора в первую очередь: какой смысл вкладывать сегодня в сверхприбыльный бизнес, если завтра окажется, что твой актив стремительно теряет стоимость. Сегодня компании имеют стоимость, но ее не видно. С точки зрения отчетности многие успешные компании фактически являются банкротами.

— Многие компании заявляли об IPO несколько лет назад, и видимых подвижек в этом направлении нет. В чем причина этого?

— Она как раз кроется в проблемах, которые мы обсуждали выше: за подготовкой к IPO стоит длительная работа по «упаковыванию» крупных компаний, перевод на МСФО — все это требует много времени и усилий, но эти преобразования обычно не видны со стороны.

Хотя определенные моменты заметны: например, сейчас большинство предприятий отказалось от «серых» схем выплаты зарплаты, что в немалой степени обусловлено вниманием государства к этому вопросу.

Самый большой тормоз в том, что «обеление» ведет к росту себестоимости, а конкуренты обычно не дремлют. Здесь мы приходим к тому, что нужно пожертвовать своей рентабельностью, снизить сейчас свою прибыль, но получить стабильность. К тому же уровень налогообложения в России с точки зрения эффективных налоговых ставок находится на среднем уровне по сравнению с развитыми странами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ