«Велес-Тур» вызывает смешанные чувства

На прошлой неделе стало известно, что группа компаний «Велес-40», являющаяся официальным дилером Audi, KIA, Subaru, SsangYong, Hyundai Truck & Bus в Томске, решила выйти на рынок туристических услуг. Так, учредители компании открыли туристическое агентство под названием «Велес-Тур». Эксперты рынка туризма удивлены таким решением и с сожалением отмечают, что случаи, когда в туризм идут непрофессионалы, учащаются.

По словам соучредителя «Велес-Тура» и исполнительного директора ГК «Велес-40» Екатерины Куликовой, в работе турагентства планируется применять стандарты качества и обслуживания, принятые в международных автомобильных концернах. «Я надеюсь, что клиенты, приобретающие у нас автомобили, доверят нам и организацию своего отдыха», — поясняет бизнес-идею Екатерина Куликова.

Само агентство ориентируется на премиумный сегмент рынка туристических услуг и планирует работать как с крупными федеральными, так и с локальными туроператорами. Сейчас в штате турагентства работают три специалиста, прошедшие специальную подготовку.

По мнению экспертов, такой вид диверсификации является нетипичным для автобизнеса. Тем не менее выход автодилера на туристический рынок может дать хороший синергетический эффект. Так, автодилер может предлагать турпутевки своим наработанным клиентам по бренду Audi или даже внедрять различные конвергентные продукты «автомобиль + отдых». Кроме того, функционирование собственного турагентства может позволить дилеру сэкономить на частых командировках собственных сотрудников в Москву, характерных для автобизнеса.

Несмотря на то что участники автомобильного рынка обнадеживают в своих высказываниях, у представителей туристической отрасли другое мнение. Они считают, что компания совершает ошибку, начиная заниматься нетипичной для себя деятельностью.

«Вероятно, эта турфирма считает, что заниматься реализацией путевок легко. Я полагаю, что такой шаг ошибочен из-за того, что два этих бизнеса (автомобильный и туристический) абсолютно разные, в них нет никакого совпадения интересов, — говорит директор туристической фирмы «Интур Томск» (г. Томск) Ольга Баюр. — Я думаю, что VIP-клиенты, обслуживающиеся у автодилера, найдут более опытных игроков на рынке туристических услуг. На сегодняшний день в Томске уже действует порядка 200 туристических фирм. Значительная часть из них работает непрофессионально, пытаясь завоевать рынок при помощи жесткого демпинга». Более того, отмечает собеседница «КС», если компания решила заняться туристическим бизнесом, то возникает вопрос, хорошо ли у нее обстоят дела в автобизнесе.

Участники туристического рынка сходятся во мнении, что каждая компания должна заниматься своим делом, и сомневаются в том, что, открывая турфирму, целесообразно делать ставку на корпоративный сектор.

«Идея зонтичного бренда далеко не нова в маркетинге, но только успешных примеров катастрофически мало, — считает управляющий директор ГК «АКРИС» Владимир Коуров (г. Новосибирск). — Нам хорошо известны случаи, когда компании пытались заниматься туризмом, к которому ранее не имели никакого отношения. Даже в России уже было достаточно много примеров, в том числе пара громких. Так, например, бывший владелец «Евросети» Евгений Чичваркин пытался торговать турпутевками или, например, Сбербанк пытался использовать свои отделения под офисы продаж турпутевок — но в результате бизнес ни в этих, ни в других случаях «не пошел». Уверен, что это связано с особенностями ведения бизнеса в туризме, и поэтому думаю, что даже если в другом бизнесе сформирована клиентская база или есть постоянный клиентский поток, то они не дадут гарантий успеха. Если уж говорить о возможностях, то представляете, какие возможности есть у нас с нашими клиентами — и число их очень немаленькое, и среди них достаточное количество тех, кого называют VIP’ами, и кто туры покупает не по распродаже за три копейки? Каждый бизнес пытается зарабатывать деньги, но я уверен, что лучше зарабатывать их там, где ты умеешь это делать. Более того, я сомневаюсь в том, что компания сможет реально оптимизировать свои расходы на командировки с помощью собственного агентства. Потому что для получения выгодных тарифов надо иметь достаточно значительные объемы, а на 20 или даже 50 командировках в месяц этого не сделать. Да и потому что корпоративный туризм, как правило, занимает небольшую долю в структуре предложения турфирм. Кроме того, на региональном уровне корпоративный туризм развит довольно слабо, и Сибири в этом сегменте еще далеко до Москвы. Хотя в принципе мне будет интересно понаблюдать за развитием ситуации».

«Люди, которые приобретают автомобили у официальных дилеров, взыскательны и знают толк в качественном отдыхе. Они едва ли изменят свои предпочтения в пользу компании, торгующей автомобилями. Сам факт того, что автодилер продает путевки, должен как минимум насторожить потенциального клиента», — говорит директор фирмы «Глэм Тур» (г. Барнаул) Ольга Ришко.

Что касается самих клиентов турфирм, то некоторые из них говорят, что сотрудничать с турфирмами им становится все менее интересно. «Я не прибегаю к услугам туристических фирм, так как считаю, что это неэффективно с точки зрения качественного отдыха. Тем более что сегодня существует такой инструмент, как онлайн-бронирование билетов, которым каждый может воспользоваться, сидя у себя дома или в офисе. Безусловно, у меня был опыт отдыха с использованием турфирм, но были случаи, когда компания не выполняла своих обещаний», — говорит генеральный директор отеля River Park Олег Торопкин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ