И кровь, и слезы, и любовь: новая «Кармен» на сцене оперного театра

IV Сибирский фестиваль балета в оперном театре в течение пяти вечеров, с 22 по 29 мая, радует поклонников танцевального искусства лучшими спектаклями своего репертуара. Первый день был ознаменован яркой премьерой — одноактным балетом «Кармен» в хореографической версии легендарного Ролана Пети.

Несмотря на то что прошедший сезон вряд ли можно назвать простым, оперный театр встречает весну в хорошей форме. Фестивальная афиша порадует и поклонников классики, для которых станцуют «Баядерку» и «Лебединое озеро», и любителей хореографии ХХ века, которые увидят две премьеры — «Кармен» и «Спартак». Завершится фестиваль, по традиции, концертом «Балет-гала» с участием звезд НГАТОиБ, Большого театра и Берлинского Штаатсбалета.
Главной интригой фестиваля, несомненно, стала премьера одноактного балета «Кармен». «Я давно хотел поставить этот спектакль, и вот мечта сбылась. Спасибо всем, кто сделал возможной эту премьеру. Хореография Ролана Пети, уже вошедшая в золотой фонд мирового балетного искусства, безусловно, должна быть представлена в репертуаре нашего театра», — отметил художественный руководитель балета Игорь Зеленский. При этом особое внимание он уделил участию в постановке представителей Международного фонда Ролана Пети, позволившее сделать спектакль максимально аутентичным.
Репетитором артистов балета и ассистентом хореографа выступил Луиджи Бонино, танцовщик, хореограф, правая рука Ролана Пети, обладающий уникальным опытом сотрудничества с лучшими театрами мира. С кордебалетом занимался его коллега Жан-Филипп Ально. Декорации и костюмы выполнены по эскизам Антони Клаве. «Луиджи — обаятельный человек и артист уникальной дисциплины, который всегда относится к делу с полной отдачей. Несмотря на зрелый возраст, он поистине молод душой и телом, и сам в шутку называет себя вечным ровесником Кармен. Мы учимся у него тому, как следует относиться к своей работе. Это большое счастье, что артисты нашего балета работают именно с Луиджи, который передает нужное состояние из рук в руки», — поделился впечатлениями от совместной работы Игорь Зеленский.
Господин Бонино в свою очередь чрезвычайно высоко оценил уровень нашей балетной труппы. «Я рад быть здесь и представлять хореографию Пети. В Новосибирске прекрасный, фантастический театр, для спектакля были сделаны потрясающие костюмы и декорации. Очень хорошая профессиональная балетная труппа, артисты с сильной классической подготовкой. Солисты и кордебалет работали с горячим желанием, увлеченно, и довольно быстро адаптировались к новому строю хореографии», — рассказал Бонино. При этом он особенно высоко оценил мастерство и артистизм примы Анны Жаровой, исполнившей заглавную партию балета, а также блестящий уровень Игоря Зеленского и своеобразную, полную юмора трактовку партии Эскамильо Романом Полковниковым.
Балет прославленного Ролана Пети впервые был поставлен еще в 1949 году, и с тех пор он не сходит с лучших сцен. Секрет успеха прост: это талант Пети в сочетании с великолепной музыкой Жоржа Бизе и трагическим сюжетом Проспера Мериме. Как отметил дирижер-постановщик спектакля Андрей Данилов, хореограф по-своему скомпоновал фрагменты гениальной оперы, выбрав самые выразительные танцевальные эпизоды, но сохранил при этом сюжетную канву новеллы о прекрасной и своенравной Кармен. Дирижер отметил также особое понимание музыкальности, характерное для хореографии Пети, который тонко и оригинально чувствует музыку, нюансы звучания и темпа, что позволяет говорить о новом открытии музыки Бизе. Отдельного упоминания заслуживает уникальная способность мэтра
вплетать в классическую балетную ткань узоры повседневных бытовых движений.
Для зрителей очередное прочтение вечного сюжета о страсти и преступлении оказалось особенно интересным, ведь, кроме оперного первоисточника, мы также хорошо знакомы с «Кармен-сюитой», балетной версией Щедрина-Бизе.
«Кармен» Пети предстала перед публикой без привычного романтического ореола и без акцента на испанском колорите. Это скорее обобщенная драма современного человека, отданного на волю своих страстей. Новосибирской труппе удалось воссоздать на сцене особый художественный мир, в котором отточенная техника позволяет сосредоточиться на самой сути трагедии, а тонкий юмор помогает избежать лишнего пафоса. Анна Жарова и Игорь Зеленский мастерски, ярко, очень эмоционально и зрело рассказали трагическую историю саморазрушительной страсти, неотвратимо ведущей к гибели. «Жарова как будто создана для роли Кармен, она великолепна в танце и чувствах. Что касается Хозе, то я мечтал станцевать эту партию еще во время работы в Мариинском театре. Будучи постоянно занят в другом балете Пети, «Юноша и смерть», я чувствовал себя слишком молодым для партии Хозе. Сейчас я наконец вышел на сцену в этой роли, которую также учит Роман Полковников», — рассказал Игорь Зеленский. Особое удовольствие доставил танец двух бандитов и бандитки в исполнении Елены Лыткиной, Константина Алексенцева и Сергея Калмыкова. Каждое появление этой троицы провоцировало новый поворот сюжета и просто радовало глаз свободой и легкостью движений. Кордебалет также был удивительно задорным и непринужденным. Спектакль получился цельным, ярким и захватывающим.
По словам руководителя театра Бориса Мездрича, при выборе материала для премьеры особое внимание уделяется тем произведениям, которые будут пользоваться успехом у публики, ведь именно оперный обеспечивает около 30% годовой посещаемости театров в городе. «Билеты на фестивальные спектакли распроданы практически полностью. Это значит, что балет по-прежнему высоко востребован публикой, и благодаря нашей работе социально-культурная жизнь города становилась полнее и насыщеннее. Мы будем и в дальнейшем формировать наш репертуар таким образом, чтобы повышать качество спектаклей, расширять диапазон наших возможностей, укреплять высокую репутацию театра. В будущем мы планируем развивать фестиваль и обязательно пригласим новые интересные коллективы», — поделился планами на будущее господин Мездрич. По его мнению, появление в репертуаре новшеств, непривычных трактовок и прочтений помогает зрителю расти вместе с труппой, постепенно переходя грань от недоумения к полному признанию.
В случае с «Кармен» эту миссию можно считать выполненной блестяще — впервые появившись на нашей сцене, хореография Пети встретила у публики самый теплый прием. «Мы хотим показать нашим зрителям, что нам еще очень многое неизвестно в мировой балетной и музыкальной культуре, и сейчас у нас появляется возможность знакомиться с этим богатством», — отметил директор театра. В свете этой просветительской логики и была выстроена программа первого фестивального вечера. Сначала мы увидели рафинированную «Шопениану» Фокина, который сумел в этом коротком балете довести до совершенства классическую эстетику. Следующим шагом стал одноактный «Аполлон Мусагет» на музыку Стравинского в хореографии Баланчина, образец чистого модернизма, пришедшего на смену романтической традиции. И в завершение — новая классика Ролана Пети, без хореографии которого, как и без работ Баланчина, МакМилана и Григоровича, немыслим репертуарный театр XX века.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ