Невеселый анекдот

В новосибирском «Красном факеле» поставили «Поминальную молитву» — спектакль по популярной пьесе Григория Горина, написанной по мотивам произведений Шолома-Алейхема. На главную роль пригласили петербургского артиста Семена Фурмана, который будет играть Тевье в очередь с Сергеем Новиковым.

Пьеса Григория Горина ставилась многократно, и чуть ли не каждый театр считал себя обязанным иметь ее в репертуаре. У многих наших соседей, во всяком случае, она есть. Более всех спектаклей, естественно, известна легендарная постановка в «Ленкоме» с Леонидом Леоновым. Решение Александра Зыкова обратиться к этому материалу понятно: текст пересыпан всеми видами еврейской мудрости и еврейскими анекдотами, колорит дает актерам возможность играть смачно, с легким пережимом, как и полагается евреям из анекдотов, а использование музыки Джерри Бока из мюзикла «Скрипач на крыше» позволяет органично ввести в спектакль и танцы, и скрипки, и настоящий еврейский оркестр.

История Тевье и еврейской общины села Анатовка в пересказе не нуждается. Это история о том, как Тевье и его жена Голда (Галина Алехина) воспитывают и выдают замуж пятерых своих дочек, и о том, что им в конце концов приходится покинуть родное село, поскольку правительство решило выселить евреев за черту оседлости. История, однако, получилась не о горестной судьбе народа царей и пастухов, а о судьбе народа. Любого народа, которого давят и притесняют государство и правительство (по-
этому опустим эпитет «царское»). Русского в том числе. Весь финал спектакля, когда герои прощаются с домом и выбирают, в каком направлении уезжать — за океан или поближе, — отчетливо напоминает нам, что и сегодня перед таким выбором можем оказаться и мы все: если давление государства станет вовсе бессовестным, то решатся уехать в чужие палестины не только представители богоизбранного народа. Что, собственно, в какой-то степени и происходит: по данным опросов, об эмиграции задумывалось более половины россиян. Согласитесь, немало.

Спектакль, разумеется, далек от политической прокламации и живет полнокровной жизнью — благо материал позволяет артистам развернуться. Семен Фурман в полной мере использует свой комический дар, то и дело включая в игру и зрителей, напрямую обращаясь к залу. «Краснофакельцы» и в присутствии звезды играют более чем достойно: хороши и Владимир Лемешонок в роли незадачливого старого жениха, и Андрей Черных в роли чубатого урядника, и Павел Поляков, играющий своего героя Менахема-Мендля с какой-то челентановской пластикой. Замечательна Галина Алехина — она играет с отменным чувством меры, нигде не пережимая в анекдотическую «еврейскость», а в сцене смерти Голды достигает высокого трагизма.

«Красный факел», твердо держа курс на зрительский, массовый театр, охотно приглашает столичных звезд в свои спектакли — как это было с Балуевым в «Маскараде». Но можно быть уверенным, что и Сергей Новиков в роли Тевье окажется на своем месте, — хотя это будет наверняка и совершенно другой спектакль. Главное то, что в «Поминальной молитве» у Александра Зыкова сошлись без зазора все детали, которые он много раз уже использовал, но с не таким впечатляющим результатом: музыка, хореография, хороший остроумный текст. В этот же раз получился очень достойный спектакль, который удовлетворит и зрителя не слишком искушенного, и привередливого театрала. Может быть, потому, что режиссерское послание здесь звучит очень внятно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ