На рынке дешевле

Эксперты зернового рынка характеризуют итоги интервенционных торгов, начатых в феврале и продолжающихся по сегодняшний день, как «довольно скромные». Интерес к ним сибирских зернопроизводителей и переработчиков оказался невелик. Мукомолы и зерновики полагают, что торги надо было проводить раньше, а сейчас они совершенно неактуальны — стартовая цена на них сегодня выше рыночной.

По оценке управления организации торгов на товарном рынке ЗАО «Региональный Биржевой Центр ММВБ-Сибирь», промежуточные итоги зерновой интервенции 2011 года в России можно назвать довольно скромными. С 4 февраля продано 516 тыс. тонн зерна вместо заявленных 3 млн тонн. И только 49 тыс. тонн зерна были проданы на сибирской площадке, а это 5–6% от общего объема закупок, хотя обычно закупки сибирского зерна достигали в общероссийских объемах закупок 20%. «Количество зарегистрированных участников — всего 51 компания, раньше было раза в два больше, — констатировал в среду в ходе II зернового круглого стола начальник управления организации торгов на товарном рынке ЗАО «Региональный Биржевой Центр ММВБ — Сибирь» Василий Караваев. — Наиболее активным в этом процессе оказался Алтайский край».

В качестве основной причины невысокой активности производителей и переработчиков зерна на нынешних интервенционных торгах участники рынка называют несвоевременное их проведение, а также высокую сложившуюся стартовую цену. «Необходимо было проводить интервенционные торги в ноябре, а не сейчас, когда это неактуально. Результатом является отсутствие спроса. Сегодня на торгах стартовая цена составляет 6,6 тыс. рублей за тонну, а если к этому прибавить стоимость доставки и загрузки элеватора, то она приблизится к 7 тыс. рублей. А на рынке в то же время можно купить зерно 3-го класса по 5,6–5,7 тыс. рублей за тонну. Очевидно, что сегодня нет смысла проводить торги и участвовать в них», — уверен гендиректор АПК «Русское поле» Борис Беньковский.

Другой причиной дисбаланса на торгах зерновики считают крайне высокую величину неучтенного зерна, которую сегодня крестьяне начинают распродавать. «15 августа был закрыт экспорт зерна и муки вместе с ним, соответственно, упали объемы производства и переработки. Вследствие этого появилось много неучтенного на балансе зерна, так называемый скрытый запас, который крестьяне выпустили на рынок, — говорит гендиректор ОАО «Мельник» Александр Бедарев. — Сегодня дефицита нет, поэтому рынку невыгодно покупать зерно на торгах. Государству необходимо задуматься о том, чтобы составлять корректный баланс зерна, чтобы правильно планировать интервенции».

Тенденцию значительного сокрытия объемов зерна подтверждает и другой эксперт. «В этом сезоне сокрытие такое мощное, что можно представить, что мы собрали не 61 млн тонн зерна, а порядка 68–70 млн тонн, если брать в расчет «неучтенку». В 2009 году баланс зерна считала одна структура, а в 2010-м — другая. Как только объявили о запрете на экспорт, в регионах сразу поняли, как надо считать. С 4 августа на поле не вышел ни один комбайн, — утверждает генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко. — Скрытый урожай продолжает выходить на рынок, в пострадавших от засухи регионах появляется предложение».

При открытии интервенций главной целью было сбить цену, которая доходила в отдельных случаях до 8 тыс. рублей за тонну пшеницы 3-го класса. На сегодняшний день цены находятся на уровне 6,6 тыс. рублей за тонну пшеницы 3-го класса, 6 тыс. — за тонну пшеницы 4-го класса. «Сегодня государство решило продать более 2 млн тонн фуражного зерна без торгов. А это даже психологически затрудняет выход участников рынка на торги. И, по сути, зерно сейчас не торгуется, а распределяется, поэтому интерес участников рынка уменьшается. Государство сегодня достигло своей цели и стабилизировало цену на зерно. На сегодняшний день цена на коммерческом рынке меньше цены на торгах на 10%. К началу торгов стоимость пшеницы 3-го класса была более 8 тыс. рублей за тонну, а сейчас она находится в пределах 5,5–5,7 тыс. рублей за тонну. И участие в торгах потеряло смысл. К примеру, вчера проходили торги на рожь, в итоге она продана была по цене предложения», — говорит руководитель Сибирского представительства ОАО «Объединенная Зерновая Компания» Сергей Скулкин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ