«Политика, застывшая в камне»

Град либеральных идей обрушился 13 апреля на участников 5-го градостроительного форума «Город завтра» в Новосибирске. Представители власти и специалисты в сфере градостроения как будто соревновались, чья мысль смелее и дальше шагнет в урбанистическое будущее. Эксперты дерзко предсказывают, что скоро миром начнут править города, которым перейдет власть от стран, а эффективное управление в современном городе примет форму «нового гражданского договора», учитывающего интересы разных групп населения. Особенно заманчиво это звучало в нынешней российской реальности, когда 131-ФЗ в экономической сфере отводит «городским поселениям» роль пасынков в системе, где решения принимают вышестоящие уровни государственной власти, а в политике активно разворачивается кампания по отмене прямых выборов мэров городов.

Высокую степень либерализма идей задал мэр Новосибирска Владимир Городецкий, открывая форум в большом зале кинокомплекса «Победа». «В мире происходит сдвиг от доктрины руководства, в которой городская администрация рассматривается как распорядитель благ, к доктрине, в которой городская администрация выступает как создающая возможности для развития, координатор развития», — заявил он.

Главной темой 5-го градостроительного форума в Новосибирске была заявлена «Современный город: новый гражданский договор». Среди выступающих была популярна идея, что управление, учитывающее интересы разных групп населения, сулит городам более эффективное развитие.

Хотя гораздо очевиднее обострение конфликтов между интересами разных групп населения, неизбежно сопровождающее развитие городов. Достаточно вспомнить скандальные конфликты застройщиков с собственниками частных домов в Москве. В современном мире градостроительство и общественное согласие — такие же несовместимые противоположности, как свобода и равенство, провозглашавшиеся утопистами XVIII века.

Развитие обречено сопровождаться борьбой. «Если архитектура — это музыка, застывшая в камне, как говорили великие, то город — это политика, застывшая в камне. Посмотрев генезис города, вы всегда увидите, какой политический строй, какие явления политики он демонстрирует», — признался с трибуны форума член совета АНО «Национальная гильдия градостроителей» (Санкт-Петербург) Юрий Перелыгин.

«Мы можем привести примеры хорошо спланированных городов, созданных для комфортного проживания, — таких как столицы Вашингтон или Бразилиа, многие российские моногорода. Они уютные, удобные, но они не являются центрами активного развития. И наоборот, растущие города, такие как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сингапур, Гонконг, Бангалор и многие другие, известны своими контрастами, множеством проблем, не всегда самым комфортным бизнес-климатом. И тем не менее именно там бурлит жизнь. Развиваясь, города постепенно решают инфраструктурные проблемы. Более того, проблемы сами по себе являются следствием того, что развитие города опережает развитие градостроительной сферы», — признает Владимир Городецкий, являющийся президентом АСДГ.

Апофеозом грандиозных перспектив городов прозвучало заявление консультанта городского совета Барселоны Хуана Карлоса Беллозо, пообещавшего, что в мире XXI века «города-мегаполисы, а не страны станут настоящими точками политической и экономической силы». Логика испанского гостя понятна. В начале XX века только четверть населения земного шара проживала в городах, а сейчас в них живет уже больше половины населения. И две трети мировой экономической активности сосредоточено в 40 мегагородах.

Но в России особая логика, часто противоположная мировым трендам. «Понятие «город» исчезло из нашего Градостроительного кодекса и 131-ФЗ. У нас теперь «городские поселения», а не города», — подчеркнул Юрий Перелыгин.

Юрий Перелыгин отметил, что, в отличие от правительств США, Китая и Великобритании, в федеральной власти РФ отсутствует структура, курирующая развитие городов. Выступающие сетовали на 131-ФЗ о местном самоуправлении, который щедро нагружает городские власти обязанностями, не обеспечив все полномочия финансовыми источниками.

В политической сфере идет активное наступление на самостоятельность всенародно избранных мэров городов. Совсем недавно, 7 апреля, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев заявил, что мэры крупных городов России должны не избираться, а назначаться депутатами местных дум, — это позволит выстроить настоящую вертикаль исполнительной власти. «Думаю, такая система должна внедряться по всему Дальневосточному федеральному округу. Сегодня, к сожалению, мэры слишком самостоятельны», — цитируют СМИ полпреда.

Последние годы растет и число мэров, осужденных по уголовным статьям. Впрочем, участники новосибирского форума не акцентировали внимание на невеселых тенденциях, предпочитая заглядывать в светлое будущее.

Так, Владимир Городецкий провел параллели между гражданским договором и Стратегическим планом развития Новосибирска. «Более 10 лет назад мы начали работу по подготовке Стратегического плана устойчивого развития, привлекая к его разработке экспертные группы и представителей бизнеса. В результате стратегия города сегодня представляет собой согласованную систему приоритетов и целей, — рассказал он. — Открытость и конструктивный диалог — это уже не просто хорошие лозунги, а необходимые механизмы развития города. Но новый гражданский договор — это не только наша открытость. Это сложный комплекс ценностей и механизмов, объединяющих власть, бизнес, гражданское общество и простых жителей для достижения общей цели — развития города».

«КС» поинтересовался мнением участников форума о том, в какой степени Стратегический план развития Новосибирска соответствует статусу общественного договора. «Частично это есть. Но не могу сказать, что все слои населения удовлетворены и что этот план со всеми согласован в том смысле, в каком подразумевает общественный договор, — считает депутат городского Совета Новосибирска Александр Люлько. — У нас всегда сначала выступают специалисты, а потом обществу предлагают утвердить то, что уже ими подготовлено».

«Обсуждение охватывало наиболее активную часть населения. Активисты общественных организаций участвовали в круглых столах, обсуждали проблемы, выходили с предложениями, ряд которых внесен в договор, — ответил на вопрос «КС» депутат ЗС Новосибирской области, гендиректор строительной компании «Энергомонтаж» Леонид Сидоренко. — Сотрудники нашей компании и я лично непосредственно участвовали в обсуждении и разработке стратегического плана. Он нас полностью удовлетворяет».

«Основное направление стратегического плана было на многоукладность экономики. И это ответ на чаяния многих горожан, — считает председатель правления НСАР, архитектор Игорь Поповский. — Я бы отметил тренд, который дает нам шанс, что стратегия города будет стратегией горожан, а не отдельных руководителей. Системы администрирования территории сами начали сознавать, что их эффективность во многих областях невысока. В силу вступают горизонтальные связи и общественные интересы. Вне зависимости от власти начинают формироваться социальные драйверы, идеи, которые объединяют вокруг себя людей. В Барселоне это уже платформа стратегии. В Новосибирске эта тема созревает», — считает управляющий партнер агентства Б-52 Дмитрий Петров.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ