Факторинг: плюс на минус

Факторинг часто называют альтернативой кредиту и овердрафту, поскольку он не требует оформлять залоги или обеспечение. Наиболее серьезную проверку услуга прошла в кризис 2008–2009 годов. Какова эффективность этого финансового инструмента, который эксперты называли оптимальным именно для периода нестабильной экономики и резкого роста? Насколько результативным оказалось использование факторинга в региональном бизнесе?

Дорогой факторинг

Представители ряда региональных компаний отметили, что в кризис отказались от услуг факторинга. Собеседники «КС» заявили, что использовать его во всех сделках как основной финансовый инструмент было слишком дорого. Его стоимость оказалась существенно выше, чем стоимость стандартных кредитов для юрлиц, даже с учетом поправок на кризисные ставки. И, наконец, он подходил для совершения только ограниченного количества сделок. «До кризиса мы активно использовали факторинг, поскольку это беззалоговый инструмент, и он позволил нам нарастить товарооборот по оптовому направлению. Факторинг удобен для покупателя товара, так как он получает значительную отсрочку платежа; в свою очередь поставщик получает гарантию оплаты поставки. Однако в 2008–2009 годах мы объемы поставок по факторингу сократили, так как банки ужесточили требования к тем, кто поставляет товар по системе факторинга: это обязательно должны были быть крупные компании с минимальным объемом поставок в десятки миллионов рублей, — вспоминает начальник отдела привлечения ресурсов ГК «Обувь России» Оксана Кулагина. — Наши же оптовые клиенты — это преимущественно небольшие компании и индивидуальные предприниматели. Кроме того, банки повысили ставки для клиентов по факторингу, а часть из них вообще отказалась от предоставления этой услуги».

Страховка от неплатежей

Некоторые компании использовали факторинг как элемент страховки от кассовых разрывов. «В кризис я его использовал при работе с конкретными торговыми сетями, чтобы подстраховаться от того, что они могут не заплатить за поставленную продукцию. Так что в моем случае это были защита от недобросовестности партнера и возможность скорее получить деньги обратно в оборот, — пояснил «КС» топ-менеджер крупной компании — дистрибьютора ТНП. — В факторинг возьмут далеко не каждого покупателя и поставщика: партнеры тщательно проверяют друг друга; кроме того, их досконально изучает банк-фактор, что дает дополнительный рычаг давления на партнера. Если какая-либо сторона нарушает условия договора, «кидает» по факторингу многих своих поставщиков, то она получает плохую репутацию, в том числе в банковском сообществе».

Хотя, как отмечали другие собеседники «КС», для части региональных компаний даже угроза потери репутации не стала стимулом выполнения обязательств перед партнерами. Так что в кризис были дефолты не только по банковским кредитам, но и по факторинговым сделкам.

Новый бездепозитный бонус за регистрацию

Фактор роста

Участники факторингового рынка также приводят примеры, когда их клиенты с помощью факторинга смогли не только быстро выйти на докризисные обороты, но и нарастить объемы бизнеса. Так, в Промсвязьбанке «КС» заявили, что один из их клиентов благодаря использованию факторинга и стремительному росту финансовых циклов смог увеличить свою долю присутствия на рынке на 25%. «Для кризисного периода такой процент проникновения можно считать более чем эффективным. Причем половина доли прироста в компании приходится не на новых покупателей, а на увеличенные объемы поставок старым клиентам. Поэтому факторинг сегодня для этого клиента является фактором роста и уже привычным инструментом в арсенале финансового департамента», — констатируют в банке.

«Наша компания работает на рынке, который отличается особой динамичностью и значительным товарооборотом. Поэтому эффективность нашей работы во многом зависит от оперативного реагирования наших партнеров. Факторинг нам удобен своей оперативностью, ведь промедление в нашем бизнесе может стоить компании больших денег. В результате за короткие сроки мы вышли на уровень выше ключевых конкурентов за счет предоставления отсрочки платежа», — рассказывает финансовый директор ООО «Росмаркет» Елена Грицай.

Один из клиентов Альфа-Банка — Проектно-строительная группа МОСТ — благодаря факторингу увеличил свою выручку в несколько раз. Как отмечает начальник управления факторинга среднего и регионального корпоративного бизнеса Альфа-Банка Алексей Жуков, после выполнения работ МОСТ ждал от заказчика денег в течение 60–90 дней. Таким образом, оборотные средства, которые группа могла бы получить сразу, выполнив работы, замораживались. Строительная отрасль в условиях кризиса почти не кредитовалась банками. Кроме того, у клиента не хватало залога на обеспечение кредита. В Альфа-Банке пришли к выводу, что наиболее подходящим финансовым продуктом для этого клиента будет факторинг. «Сделка была реализована, компания МОСТ получила финансирование в тот же день, как покупатель принял ее работы, и началась отсрочка платежа, — рассказывает собеседник «КС». — СГ МОСТ пришла в Альфа-Банк с годовой выручкой 29 млн рублей. К концу 2010 года ее выручка составляла уже 200 млн рублей. То есть всего за год благодаря постоянному и непрерывному финансированию компания увеличила свою выручку почти в восемь раз».

В ГК «Обувь России» признают, что использование факторинга позволило компании значительно активизировать работу по оптовому направлению, и по многим оптовым клиентам удалось увеличить товарооборот.

Управляющий партнер ГК «Баланс» Владимир Кизь констатирует, что, предоставляя такую финансовую услугу, как факторинг, банк или фактор обычно выдвигают определенные требования к дебиторской задолженности клиента. Например, фирма должна иметь постоянных покупателей; 100%-ная отсрочка платежа за поставленный им товар не должна превышать определенного периода; покупатели должны оплачивать товар по безналичному расчету; планируемый месячный объем факторингового финансирования должен составлять не менее заранее оговоренной суммы. «Как правило, по договору факторинга финансируются только те поставки, по которым срок платежа еще не наступил и просроченная дебиторская задолженность к обслуживанию не принимается. Поставки должны носить регулярный характер, то есть банк не финансирует разовые сделки, — рассуждает эксперт. — Кроме того, договор, как правило, заключается обычно с правом регресса. Это значит, что если покупатель не выполнит свои обязательства по контракту (не оплатит поставленный ему товар), то банк потребует от фирмы вернуть сумму факторингового финансирования по этой поставке. Впрочем, если у фирмы уже есть опыт работы с факторинговой компанией или банком, то может быть заключен договор без права регресса».

Инструмент для передела

В ряде случаев факторинг позволил компаниям не только вырасти на старом поле, но и освоить новые ниши рынка, в том числе вытесняя с них других игроков. «Один из наших клиентов относится к факторинговому сервису не только как к источнику пополнения оборотных средств: для них это еще и часть маркетингового плана развития. С помощью факторинга компании удалось быстро освоить соседние регионы и за короткие сроки расширить бизнес, — рассказывают в Промсвязьбанке. — Затраты на факторинговые услуги клиент приравнивает к расходам на покупку новой клиентской базы и завоеванию новых клиентов. К тому же компания создала основное конкурентное преимущество для своего сегмента: благодаря отсутствию проблем с оборотными средствами удалось сформировать новую рыночную нишу».

Использование факторинга для того, чтобы занять новую нишу, планировали и в «Байт-Транзит-Континент». «Наша «дочка» (ООО «Контрейл-Байт-Сибирь») будет осуществлять крупные перевозки грузов по железной дороге. Это масштабная программа, крупные контракты, требующие многомиллионных вложений, которых у нашей компании пока нет, а ОАО «РЖД» работает только по предоплате. Мы анализировали все финансовые инструменты, предлагающиеся сегодня на рынке, и поняли, что оптимальным вариантом является именно факторинг, — рассказывала «КС» финансовый директор группы компаний «Байт-Транзит» Ирина Минеева (КС № 14 «Инструменты для кризиса. Факторинг» от 16.04.2010). — Он нам необходим именно для того, чтобы наша компания заняла новую нишу в сфере транспортных услуг. Кредит в данной ситуации получить гораздо сложнее (величина кредита превышает возможности предприятия по предоставлению обязательного залога)».

Актуально, но дорого

Все эти варианты использования факторинга, по оценкам экспертов, актуальны и в настоящее время. «За счет факторинга может развиваться любой клиент — независимо от отрасли бизнеса. Этот финансовый продукт может использоваться абсолютно всеми сегментами бизнеса, где есть отсрочка платежей. Он подходит для компаний малого, среднего и крупного бизнеса», — заявляет Алексей Жуков.

К минусам, которые снижают привлекательность факторинга для сибирских компаний, собеседники «КС» относят дороговизну этого инструмента. Как отмечает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, оказывая услугу факторинга, банк берет на себя обязательство всякий раз, когда поставщик предоставляет товарный кредит покупателю, выплачивать этому поставщику большую часть стоимости поставки. Банк также предоставляет информационное обеспечение деятельности поставщика, ведет учет состояния его дебиторской задолженности. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров в кредит. «Но за снижение рисков надо платить, и ставки по факторинговым услугам зачастую составляют более 20% годовых, что выше, чем по традиционно самому дорогому виду займов — потребительским кредитам», — констатирует эксперт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ