Редакции «КС» стало известно, что новосибирские магазины Yves Rocher ждут большие перемены. Получить уточняющую информацию от ООО «Славянская беседа», представляющего сеть Yves Rocher в Новосибирске, на момент сдачи номера не удалось, но известно, что диапазон рассматриваемых решений весьма широк от реконцепции розничной политики до полного закрытия сети. Участники рынка оценивают грядущие события осторожно, уточняя однако, что для такого «долгожителя» новосибирского рынка, каким является Yves Rocher, перемены неизбежны.
Компания Yves Rocher основана во Франции в 1955 году. Первый российский центр красоты Yves Rocher был открыт в Москве в 1991 году. Сейчас компания представлена примерно в 95% российских городов с населением свыше 300 000 жителей.
Большинство магазинов работает по договору франчайзинга. В Новосибирске сеть Yves Rocher действует с 1997 года.
Операторы новосибирского парфюмерно-косметического рынка возможные метаморфозы сети Yves Rocher предпочитают комментировать кратко и деликатно, ссылаясь на отрывочную или минимальную осведомленность о происходящем. «Я видела лишь объявление о сдаче в аренду части магазина Yves Rocher на Красном проспекте, сказала корреспонденту «КС« генеральный директор компании »Эль-Косметик« Юлия Ким. Это не обязательно говорит о грядущем закрытии, возможно об оптимизации бизнеса. Насколько я знаю, аренда торговых площадей в таком месте обходится дорого, поэтому сдача площадей в субаренду вполне логичный ход».
По оценке руководителя ГК «РостСиб Парфюм’С» Маргариты Сенькевич, брэнд Yves Rocher по своему маркетингу достаточно обособлен и специфичен. «Для массмаркета, к которому относится продукция Yves Rocher, представление в мономарочном формате, в виде фирменных салонов, необычно, объясняет Маргарита Сенькевич. Массовые марки конкуренты Yves Rocher, представлены в мультибрэндовых магазинах».
Маргарита Сенькевич допускает, что новосибирские партнеры Yves Rocher готовятся к переходу на представление своего товара именно в мультимарочных торговых форматах. «Это был бы не худший поворот событий, отмечает она. Гораздо более предпочтительный, нежели исчезновение марки с рынка. У Yves Rocher благодаря их концепции есть своя лояльная аудитория, и ее такое событие, наверное, огорчило бы».
Однако переводя обсуждение ситуации в сугубо деловую плоскость, эксперты «КС» сходятся во мнении, что оба предполагаемых варианта будущего Yves Rocher и перегруппировка проекта, и его закрытие достаточно предсказуемы, поскольку с 1997 года марка Yves Rocher присутствовала на новосибирском парфюмерно-косметическом рынке практически в неизменном формате. «В концептуальном плане этот проект живет почти в первозданном состоянии, отмечает независимый маркетолог Лариса Москалева. Между тем окружающая реальность с тех пор сильно изменилась. Например, появился почтовый сервис, дающий возможность заказывать и получать продукцию Yves Rocher практически в любом уголке России. Виртуальная торговля сейчас как раз набирает обороты: каталог большой, возможность выбора велика и цена уровня middle market. В психологическом смысле такую косметику легче покупать по почте, нежели какие-то «более капитальные» товары одежду или бытовую технику. Плюс скидки и возможность получения подарков. Для «почтовых« покупателей подобное предложение достаточно заманчиво. А в стационарных магазинах Yves Rocher система поощрения покупательской лояльности не изменилась с 90-х и безнадежно отстала от разработок других операторов рынка».
Взгляд московского офиса Yves Rocher на новосибирскую ситуацию не оглашается. По мнению московского эксперта «КС», причина этого скорее всего в том, что франчайзер считает вопрос «частным и региональным». «Региональный партнер любой компании имеет право на такие действия, если в его городе бизнес стал невыгодным, если изменились его приоритеты», говорит аналитик московской копании «Аверс» Иван Сенин.
Впрочем, такая отстраненность несколько удивляет, если вспомнить былую степень опеки франчайзи. «Требования компании-марковладельца к региональным партнерам очень строги и многоаспектны, напоминает директор маркетингового агентства «Фабер« Ирина Данцаранова. Это сложная, затратная система подготовки персонала, очень строго оговоренные пространственный объем и локализация магазинов (все точки сети должны располагаться в центральных районах). Региональным компаниям-партнерам такая работа становится все менее выгодной, хотя бы потому, что стремительно растет стоимость аренды в центрах городов. Показательно, что закрылся магазин Yves Rocher на площади Калинина, от чего сеть сократилась до двух точек».
«Проблемность проекта в его нынешней форме не вчера стала очевидной и по посещаемости, и по ассортиментному составу, констатирует Лариса Москалева. Центральные, московские магазины сети выглядят еще хорошо, магазины же в областных центрах гораздо слабее».
«Не факт, что помогут ребрэндинг или реконцепция, говорит Ирина Данцаранова. Я допускаю мысль, что этот бизнес себя вообще исчерпал. Рыночный сектор, в котором обитает Yves Rocher, сектор middle market очень странный в принципе. Он полон игроков, тесно смыкается с нижней ступенью элитного сектора. И многие покупатели задумываются: зачем покупать «среднеклассовый» парфюм, если с минимальным ценовым разрывом можно купить более «раскрученные», заведомо более престижные марки. А в свете предстоящего прихода в Новосибирск компаний «Арбат Престиж» и «Дуглас Риволи« рыночный контекст становится еще менее комфортным для нынешней сети Yves Rocher».
«Словом, резюмирует Лариса Москалева, с 1997-го на парфюмерном рынке изменилось многое. И понятно, что марку хотят приспособить к новой реальности. Кстати, полное закрытие проекта это тоже в своем роде приспособление к реальности».