Абызов уступил 800 млн

«В ноябре 2010 года было принято беспрецедентное по масштабу решение — мы исключили 810 млн рублей, заложенные, но не освоенные при выполнении инвестиционных и ремонтных программ, из средств монополиста, что позволило снизить тариф на 3%», — рассказал вчера публично губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Источник, знакомый с историей вопроса, конкретизировал: речь идет о дочерней компании «Новосибирскэнерго» — ЗАО «Региональные энергетические сети». Компания не выполнила инвестиционную программу по ремонту электросетей в 2009 году, хотя средства на нее были заложены в тариф.

ОАО «Новосибирскэнерго» — крупнейший игрок на рынке производства электрической и тепловой энергии Сибири, входит в бизнес-группу RU-COM. В составе генерирующих мощностей энергосистемы — пять тепловых электрических станций: ТЭЦ–2, ТЭЦ–3, ТЭЦ–4, ТЭЦ–5 в Новосибирске и Барабинская ТЭЦ. Электрическая мощность «Новосибирскэнерго» составляет 2522 МВт, тепловая — 6782 Гкал/час.

В конце прошлого года руководство «Интер РАО ЕЭС» заявило, что планирует договориться о покупке ОАО «Новосибирскэнерго» к середине февраля 2011 г.

«Средства, заложенные в тариф на 2009 год, предполагалось направить на строительство сетей и подстанций в Новосибирске и Новосибирской области ЗАО «Региональные энергетические сети» (РЭС), — рассказал «КС» источник, знакомый с ситуацией. — 810 млн рублей — это приблизительно 1/4 часть стоимости инвестпрограммы. Объясняя причины невыполнения, РЭС сослалась на кризисные явления. Но если компания не смогла их освоить в 2009 году, в следующие годы она не может их использовать — подход аналогичен освоению бюджетных средств».

В РЭС, как и в «Новосибирскэнерго», от комментариев отказались. Не смог прокомментировать ситуацию и заместитель гендиректора компании «Руком» Евгений Соболев, сославшись на то, что он не владеет информацией.

В Федеральной службе по тарифам (ФСТ) «КС» пояснили, что контроль за реализацией инвестиционных программ осуществляется Министерством энергетики РФ либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Мониторинг ведется такими стандартными методами, как проведение плановых и внеплановых проверок и анализа отчетов об исполнении инвестиционной программы, в том числе об использовании средств, предусмотренных в качестве источника финансирования.

В ФСТ также описали процедуру «изъятия» средств у энергокомпании, не выполнившей инвестпрограмму: «Из необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов — в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым тарифам (ценам). При пересмотре согласованной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым тарифам (ценам)». По мнению руководства ФСТ, такой механизм позволяет стимулировать компании к эффективному использованию тарифных источников финансирования инвестиционных программ, а также способствует снижению тарифной нагрузки на потребителя.

В Минэнерго не стали комментировать ситуацию в Новосибирской области.

«Вопрос обоснования тарифов — это обычно нераскрываемая информация, поэтому сложно сказать, насколько ситуация в Новосибирской области типична», — говорит аналитик Банка Москвы Иван Рубинов. Эксперт при этом отмечает, что не предполагается каких-либо санкций для энергокомпаний за невыполнение инвестпрограмм: «Компания заранее знает, что сохранение надбавки не всегда зависит от срока выполнения инвестпрограммы. Период реализации многих проектов растянут на несколько лет. Поэтому даже если бы программа была выполнена, такая тарифная надбавка в следующем году могла быть исключена, так как тариф утверждается исходя из конкретных инвестиционных планов. Вопрос сохранения надбавки зависит от того, насколько сама энергокомпания смогла обосновать перед контролирующими органами необходимость осуществления инвестиций».

В энергетике невыполнение инвестпрограмм в регионах — реальность, связанная со многими объективными причинами, в том числе и с кризисными моментами в экономике, считает аналитик Инвестиционной компании «ФИНАМ» Алексей Ковалев. «Ситуация в целом характерна и для генерации, и для сетей, где высок процент износа, другое дело, что от региона к региону ситуация меняется, — говорит он. — Решить проблему должен переход на новую модель тарифного регулирования — RAB-регулирование. Этот метод предусматривает в случае невыполнения инвестпрограммы снижать заложенную в тариф норму доходности, то есть компания должна быть заинтересована в выполнении инвестпрограммы. Практика такой экономии, примененной губернатором, не распространена, речи о какой-либо стандартизации процедур по снижению тарифов не идет. В принципе, вполне реально снизить тарифы и на большую сумму, если экономить на запросах самих монополистов».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ