Деньги из воздуха

Как стало известно «КС», принадлежащий частным инвесторам Новосибирский мусороперерабатывающий завод № 2 после четырех лет убыточной работы в начале марта может оказаться в аренде у мэрии. По словам генерального директора компании «Энергомонтаж» Леонида Сидоренко, контролирующего предприятие, предложенные муниципалитетом условия аренды не так выгодны, как хотелось бы. Однако бизнесмен рассчитывает на то, что, арендовав завод, мэрия в ближайшей перспективе выкупит предприятие стоимостью 300 млн рублей.

ЗАО «Новосибирский мусороперерабатывающий завод № 2» (НМПЗ № 2) — мусоросортировочный завод — запущено в эксплуатацию в октябре 2006 года. Специализируется на отборе вторичного сырья (картона, стекла, полиэтилена, металлов, пластмассы), возврате его в хозяйственный оборот и глубоком прессовании (сокращает объем ТБО до семи раз). Мощность сортировки и переработки ТБО — более 400 тыс. куб. м в год (1/6 от потребностей города). Стоимость инвестиций в завод составила около 300 млн рублей. Согласно данным СПАРК, совладельцами компании являются ООО «ТранспортИнвестСервис» (90%) и МУП «Спецавтохозяйство» (10%). Фактически предприятие контролирует строительная компания «Энергомонтаж».
О том, что НМПЗ № 2 может оказаться в аренде у МУП «Спецавтохозяйство» (САХ), «КС» рассказал генеральный директор предприятия Евгений Иванченко: «Предварительное соглашение было подписано еще в конце прошлого года. Сейчас обсуждаются детали. Думаю, вопрос будет решен в течение месяца». По словам господина Иванченко, передача завода в аренду мэрии позволит загрузить предприятие на полную мощность.

Напомним, после четырех лет убыточной работы в конце августа 2010 года НМПЗ № 2 прекратил работу. Завод так и не смог выйти на проектную мощность, используя лишь 50% технологической цепочки и оборудования. Главной причиной сложившейся ситуации на предприятии считают недостаточно просчитанную тарифную политику по переработке и утилизации ТБО. «При затратах предприятия на утилизацию 1 куб. м ТБО по его технологии в 140 рублей мэрией утвержден тариф 87 рублей. В условиях, когда рядом с НМПЗ № 2 находится более десятка свалок и полигонов, на которых прием и утилизация ТБО производятся по тарифу 34,3 рубля, муниципалитетным и частным предприятиям экономически невыгодно работать с заводом», — сетует Иванченко. По его словам, на момент открытия НМПЗ № 2 мэрия обязалась полностью обеспечить предприятие ТБО, но по факту САХ загружало завод сырьем лишь на 40%.

Директор САХ Виктор Кравченко подтвердил «КС» факт переговоров с компанией «Энергомонтаж» об аренде завода. Он предполагает, что предприятие перейдет под управление САХ уже с 1 марта. «Если мэрия примет такое решение, тариф на полигоне ТБО и на НМПЗ № 2 станет единым — 34,3 рубля, — говорит господин Кравченко. — И тогда, безусловно, клиенту удобнее будет везти ТБО не на свалку, а по хорошей асфальтированной дороге на завод. Однако мы не будем пускать на завод всех, а заключим договоры только с теми поставщиками, в чьем мусоре наибольшее содержание продуктов, пригодных для вторичной переработки». Кравченко ожидает, что аренда будет заключена на год.

Заместитель начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска Николай Малай не видит никаких противоречий в том, что МУП возьмет в аренду частное предприятие: «МУП «Спецавтохозяйство» — коммерческое предприятие. Оно и было создано для того, чтобы взаимодействовать с частными компаниями для достижения тех или иных социальных задач».

Условия аренды стороны не раскрывают. «Пока мэрия готова взять на себя текущее содержание предприятия с самой символичной арендной платой, которая не учитывает даже расходов на амортизацию. Мы еще обсуждаем их условия, как и то, что в перспективе мэрия выкупит у нас завод», — комментирует Леонид Сидоренко.

Директор Дорожного эксплуатационного участка № 3 (полигон ДЭУ № 3) Виктор Рыбцов сомневается в том, что САХ удастся загрузить завод на полную мощность. «Это не позволит сделать расположение НМПЗ № 2. Предприятие находится на большом удалении от полигонов. Экономически невыгодно везти ТБО сначала на завод, а остатки потом на полигон. Потребность в таких заводах есть, но ставить их нужно рядом с полигонами», — убежден господин Рыбцов.

Бывший генеральный директор так и не построенного Новосибирского мусороперерабатывающего завода № 1 (строительство на этапе свайного поля остановилось в 2005 году) Борис Шестаков считает, что коммерческий успех мусороперерабатывающего предприятия целиком зависит от желания властей «ликвидировать мусорную мафию» на полигонах ТБО. «То, что бомжи уже на контейнерном уровне складирования мусора вытаскивают немалую часть пригодных к переработке продуктов — это полбеды, а вот то, что на городских свалках работают целые компании, которые несанкционированно выбирают продукты, подлежащие вторичной переработке, — это большая проблема. Мы видим, что люди делают деньги из воздуха, никому ничего не платя». По его оценке, при «нормально налаженной работе» срок окупаемости НМПЗ № 2 — не более трех лет.

Впрочем, заместитель генерального директора УК «СПАС-Дом» Андрей Харланов убежден, что если бы тариф на НМПЗ № 2 был всего лишь на 10–15 рублей выше, чем на полигоне, завод был бы рентабелен. «Мы бы точно везли на него ТБО», — отметил господин Харланов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ