Склады стали полнее

Сибирский рынок складской логистики возвращается к докризисному уровню. Ожидается, что по объемам грузоперевозок, выручке и маржинальности логистика в следующем году достигнет уровня 2008 года. Эксперты отмечают не только рост загрузки логистических мощностей, но и повышение стоимости услуг. Единственным слабым звеном в сегменте складской логистики остается формат класса «А».

Рынок ожил

«Сказать, что кризис на рынке складской недвижимости закончился, нельзя, а вот то, что рынок чувствует себя лучше, можно», — убеждена директор компании TSC Татьяна Аржаева. «Кризис в логистике еще продолжается, но я бы сказал, что мы научились жить в новых экономических условиях. Весь сектор рынка перестроился, и сегодня можно наблюдать увеличение объемов по отгрузкам клиентов, но еще рано говорить об объемах 2008 года», — соглашается с коллегой генеральный директор ООО «Евросиб-Терминал-Новосибирск» Сергей Кондюрин.

Итогом кризиса в логистике, по мнению директора Сибирского региона STS/RLS Logitics Сергея Семихатского, стал уход с рынка компаний, зарабатывающих на одной-двух услугах. К примеру, только на доставке груза по определенным маршрутам или только на складских услугах. «Сотни мелких фирм просто исчезли с рынка или были поглощены компаниями, покрывающими широкий спектр логистических услуг с ответственностью одного оператора по принципу доставки «от двери до двери». В итоге слабые провайдеры много потеряли или обанкротились, а на их место в Сибирском регионе пришли новые филиалы крупных московских, европейских и китайских компаний. Это породило позитивную тенденцию, когда для клиента принципиально важным стала не только цена логистики, но и комплексность услуг с таможенным оформлением, гибкость оператора, его ответственность за груз в ходе всей товаропроводящей цепи. Приоритетными для клиента стали качество и оперативность», — подчеркивает господин Семихатский.

Менеджмент крупных логистических компаний пришел к идее разработки конкретных решений для ключевых отраслей экономики. Компании стали подстраивать сервис под бизнес клиента. «Это потребовало классификационных решений в таких отраслях, как товары народного потребления, индустрия, запасные части и агрегаты. Такие подходы успешно сработали и в масштабе Сибирского региона. Пример — успешное завершение проекта по доставке гидрогенераторов и иных тяжеловесных грузов на строительство Богучанской ГЭС. Поставка осуществляется из Санкт-Петербургского объединения «Силовые машины» (филиал «Электросила») непосредственно к объекту», — рассказывает Сергей Семихатский.

Другой важной тенденцией на рынке складской логистики в условиях кризиса стал уход с рынка мелких или менее эффективных компаний, товаропотоки которых достались крупным игрокам. «При этом структура товаропотоков характеризуется увеличением розничной составляющей, что отражается на складском оборудовании. Произошло значительное увеличение мелкоячеистого хранения и отбора. Во многих отраслях наблюдается увеличение количества артикулов с одновременным уменьшением размера партий», — отмечает технический директор завода стеллажного оборудования SOLOS Андрей Куликов.

Кроме того, наметился рост активности арендаторов за счет сокращения арендуемых площадей. «Значительный ряд арендаторов переезжает из некачественных складов в высококлассные складские комплексы. Если в конце 2009 года многие потенциальные арендаторы и покупатели занимали выжидательную позицию, то уже к середине 2010 года поняли, что если еще ждать, то можно остаться без качественных складских помещений. Если до ухудшения экономической ситуации многие бизнесмены арендовали и приобретали площади «про запас», то теперь такой тактики не наблюдается, покупают или снимают в аренду ровно столько, сколько потребуется для данного проекта», — говорит коммерческий директор ООО «СТК-ЛК» (Красноярск) Елена Харитонова.

Потребность растет

Наибольший спрос в сибирских региональных центрах сегодня существует на складские комплексы класса «B». В Новосибирске такие мощности заняты арендаторами на 80–100%. Причем успех терминалов стал зависеть не столько от наличия нескольких крупных «якорных» клиентов, сколько от работы с мелкими и средними компаниями, чьи объемы и в условиях падения спроса позволяют продолжать производственную, торговую и дистрибьюторскую деятельность. Другая ситуация в классе «A» — на рынке сегодня нет такого количества компаний, готовых брать не только складские площади, но и услуги, предлагаемые классом «А» в комплексе.

Тем не менее спрос на услуги современных логистических комплексов, по мнению Татьяны Аржаевой, в ближайшие месяцы будет неуклонно расти: «За годы кризиса было построено очень небольшое количество складов. В Новосибирске с начала 2010 года сданы в эксплуатацию (полностью или очередями) несколько объектов совокупной площадью 126 тыс. кв. метров. Причем большинство объектов предназначены для собственных нужд компаний и не предлагаются в аренду (грузовой терминал «РЖД», склад НПО «ЭЛСИБ» и ряд других). И ключевым фактором является то, что в 2010 году в Новосибирске практически не было сдано в эксплуатацию новых складских комплексов класса «В».

По наблюдениям Андрея Куликова, качественными складскими площадями в достаточном объеме в Сибири обеспечен сегодня только Новосибирск. «Несмотря на высокие показатели экономического развития Красноярска, Иркутска, Алтайского края, Кузбасса, Омской и Томской областей, в данных регионах до сих пор существует дефицит предложения качественных складов и складского сервиса. Большую часть предложения составляют склады, реконструированные из бывших советских производственных зданий. Такие сооружения часто не отвечают даже требованиям к складам класса «В» ни по высоте здания, ни по сетке колонн, ни по терморежиму и транспортным коммуникациям», — констатирует участник рынка.

Сергей Семихатский отмечает быстрое и успешное развитие складской логистики в Красноярске, Омске и Новосибирске, при этом «плохо развитыми в логистическом плане», по его мнению, остаются Алтайский край и Томская область.

«В Новосибирске уже работают несколько складов класса «А» общей площадью около 200 тыс. кв. метров, но строительство логистических комплексов данного класса продолжается. Это обусловлено тем, что все международные и сетевые компании, размещая склад в Новосибирске, рассматривают город как международный транспортный узел и организуют распределительные склады — предполагается, что склады в Новосибирске будут обслуживать потребителей не только в городах Сибирского региона и Дальнего Востока, но и Казахстан, Среднюю Азию», — объясняет госпожа Харитонова.

По данным Елены Харитоновой, в Красноярске рынок производственно-складских помещений сейчас находится в стадии активного развития: «По «А», «В», «С», «D» классификации в Красноярске присутствуют в подавляющем большинстве склады классов «С» и «D» (более 80% предложений), далее — склады класса «В» и класса «А» (два склада). Наиболее характерно предложение бывших производственных помещений площадью от 300 до 1 тыс. кв. метров».

Аренда дорожает

Участники рынка и эксперты отмечают постепенное повышение ставок на аренду складских комплексов, а также увеличение стоимости продаж данных объектов недвижимости. На стоимость аренды влияют такие факторы, как удобство расположения, наличие подъездных путей (в том числе железнодорожных веток), выполнение арендодателем погрузо-разгрузочных работ, соблюдение условий хранения, охрана объекта.

«Логистические услуги с июня этого года выросли на 2–4%», — констатирует Сергей Семихатский. По данным Татьяны Аржаевой, в зависимости от класса и специфики складского комплекса цены за этот год выросли на 10–20%. И наиболее динамичный рост цен отмечается в сегменте класса «В». «Договоры заключаются на длительный срок — 5–6 лет, что свидетельствует как о желании арендаторов успеть заключить договор на выгодных пока условиях, так и о желании владельцев логистических комплексов, особенно недавно введенных в эксплуатацию, обеспечить постоянный денежный поток. Это позитивный знак, так как говорит еще и о повышении уверенности бизнесменов в стабильности их бизнеса», — указывает Аржаева.

Хорошую динамику показывает складской бизнес и в Красноярске. «Если в IV квартале 2009 года средняя стоимость месячной аренды одного квадратного метра складских помещений в городе составляла 200–250 рублей, то сегодня — 350–450 рублей», — приводит цифры Елена Харитонова.

Тем не менее Сергей Кондюрин не склонен переоценивать активность последних месяцев на рынке логистики: «Я ее отношу скорее к сезонному фактору, который связан с увеличением спроса (все вернулись из отпусков), плюс клиенты ведут поиск альтернатив и лучших вариантов при бюджетировании своих расходов на следующий год. Многие контракты на услугу «ответхранение» составляются на 11 месяцев, и, как правило, до конца года».

А директор по складским операциям (по Восточному региону) компании Tablogix Евгений Новиков и вовсе констатирует, что цены на услуги вплотную подвели бизнес «к точке безубыточности»: «Не удивлюсь, если существуют проекты и с отрицательной рентабельностью. Ведь так или иначе, сибирские регионы испытывают доминирование предложения над спросом. На рынке огромное количество неиспользуемых складских площадей».

Перспективы роста

По мнению участников сибирского рынка складской логистики, следующий год станет временем выхода отрасли из кризиса. «К апрелю–маю 2011-го рынок полностью стабилизируется, а в 2012-м логистика достигнет уровня 2008 года по объемам грузоперевозок, выручке, маржинальности и всем другим показателям», — считает Сергей Семихатский. Ожидается, что к этому времени возрастет и эффективность операционной деятельности логистов.

Счастливое будущее операционной логистики, рост ее конкурентных преимуществ на фоне и так максимально оптимизированного современного транспортного или складского бизнеса экспертам видятся во внедрении инновационных технологий товародвижения и документооборота. «Но это при условии, когда логистические операторы возьмут на себя ответственность за все движения товара «от двери до двери» и сами будут максимально заинтересованы в качественном оказании услуг, сокращении собственных расходов и расширении пула удовлетворенных клиентов», — делает оговорку Семихатский.

«Динамика спроса на услуги имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Ожили многие федеральные ритейлеры, все чаще объявляются тендеры на складские услуги. Сейчас проявляют интерес даже те, кто до кризиса не задумывался о смене оператора или не предполагал отдавать этот сервис на аутсорсинг», — делится наблюдениями Евгений Новиков.

Восстановлению рынка складской логистики во многом способствуют успехи транспортных логистов. Как рассказал «КС» директор компании «Байт-Транзит-Континент» Алексей Шпикельман, объемы перевозок вернулись к докризисному уровню уже в середине лета: «Уже тогда начала ощущаться необходимость планирования движения подвижного состава и складских помещений на более длительные периоды. Если в течение 2009 года была возможность краткосрочного планирования сроком в месяц, то теперь уже необходимо планировать на 2–4 месяца вперед. Чувствуется возвращающийся спрос на перевозки строительных материалов и комплексов и оборудования для производства».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ