Электронизация всей страны

20 октября в Красноярске состоялся круглый стол «Электронное правительство: сибирский вектор». Его участники — представители Минкомсвязи РФ, региональных властей, ОАО «Ростелеком», научных центров и компаний — участников рынка информационных технологий — обсуждали перспективы внедрения федеральной виртуальной системы, призванной облегчить жизнь как органам власти, так и простым гражданам. Программа подразумевает переход госструктур на электронный документооборот, в том числе возможность для населения оплачивать налоги, пени, штрафы через Интернет или терминалы, установленные в органах администрации и торговых центрах.

«Работы по проекту «Электронное правительство» ведутся уже 10 лет. Почти восемь лет было потрачено на внутриведомственную информатизацию — создание инфраструктуры, каналов связи, обучение сотрудников необходимым программам. Теперь же вектор повернулся в сторону граждан: они смогут не терять огромное количество времени в очередях за справками, а потратить его на работу или иные нужды», — рассказал вице-президент ОАО «Ростелеком» по федеральным программам Алексей Нащекин.

Внедрение проекта уже принесло первые результаты. Как рассказал директор департамента государственной политики в области информатизации и связи Минкомсвязи РФ Андрей Липов, на электронный документооборот переведены сейчас около 20 федеральных органов исполнительной власти. Выдано 60 тыс. загранпаспортов, заказанных в электронном виде. Порядка 100 тыс. граждан получили информацию о своей задолженности в ГИБДД, еще столько же — выписки из Пенсионного фонда. «Уже сейчас доступны и многие другие услуги. За порталом www.gosuslugi.ru стоит множество информационных систем, которые обеспечивают и юридическую значимость, и межведомственное электронное взаимодействие, безопасность данных и многое другое. Если сначала нам приходилось многое делать «с колес»: проектировать, разрабатывать системный проект, апробировать первые технические решения, то теперь все работает в плановом режиме, без авралов», — рассказал он.

Программа «Электронное правительство» реализуется на условиях софинансирования из федерального бюджета и собственных средств ОАО «Ростелеком». К настоящему моменту компания затратила уже более 1 млрд рублей на федеральные и региональные решения. До 2015 года ею будет направлено еще более 5 млрд рублей, в основном на развитие региональных сегментов инфраструктуры. Соответствующий бизнес-план сейчас проходит согласование. Планируемый срок окупаемости — 5–7 лет. Ежегодное государственное инвестирование в проект держится на уровне 1–1,5 млрд рублей.

В работу включаются и региональные органы власти. Соглашения о взаимодействии подписаны уже с 25 субъектами Федерации. Вскоре аналогичный документ может быть принят и в Красноярском крае. «Текст соглашения сейчас находится в работе, и вскоре должен быть подписан. Мы наладили взаимодействие и с муниципалитетами, они вступают в соглашения с правительством края. Думаю, в полноценном варианте мы увидим у себя систему «Электронное правительство» в течение ближайших года-двух. Пока же в ближайшее время мы планируем запустить собственный портал госуслуг, который уже практически готов — www.uslugi.krskstate.ru», — рассказал министр информатизации и связи Красноярского края Алексей Туров.

По оценке Нащекина, этот регион имеет неплохие позиции с точки зрения телекоммуникационной инфраструктуры, высокую степень проникновения при большой территории и низкой плотности населения. Это означает, что внедрение здесь новой системы должно пройти без трудностей.

В то же время «Электронному правительству» пришлось столкнуться и с рядом проблем в стране. Так, по статистике Минкомсвязи, около 25% муниципалитетов в России не имеют в своем штате ни одного специалиста, обладающего навыками работы в такой системе. Несмотря на то что планы по информатизации своей структуры представили уже 60 федеральных органов власти на общую сумму 80 млрд рублей, качество этих документов нередко требует доработки. «Зачастую мы видим дублирование, нецелевое направление средств, несоответствие приоритетов. Например, неоправданно высокие расходы закладываются на создание взаимодействия, прокладку каналов связи между органами власти, находящимися на одном «кусте». А бывает и такое, что за представленными программами мы не видим конкретных работ, направленных на создание этого взаимодействия. Напрашивается оптимизация многих предложений», — поделился Липов.

Для решения этих и других проблем «Ростелеком» пригласил к участию в проекте коммерческие организации, работающие в сфере информационных технологий. «Надо отметить, что это общемировой тренд: строительство мощной вычислительной инфраструктуры, переход в облачные вычисления, массовый переход к сервисным моделям. На сегодняшний день рынок «Сервисное обеспечение как сервис» — уже более $13 млрд, и он быстро растет — порядка 40% в год. Поэтому данная сфера должна быть интересна для частных игроков», — считает Нащекин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ