Почти у каждого региона есть свое землячество в Москве. Сибирь не исключение. Цели и задачи землячеств практически одинаковы: поддержка земляков в столице, сохранение идентичности, установление деловых контактов и так далее. Чаще всего это своеобразный клуб, вход в который дает клубная карта под названием «малая родина». И чем влиятельнее высокопоставленные земляки, тем больше возможностей у землячества в целом. Впрочем, эксперты не склонны видеть в землячествах своеобразный социальный лифт — скорее это подспорье для адаптации провинциалов в столице. Именно поэтому самоидентификация жителей регионов в Москве не пугает федеральные власти. Они не видят в землячествах зачатки сепаратизма — скорее наоборот, именно землячества скрепляют, как обруч, российские регионы вокруг столицы.
Самые известные землячества в Москве в постсоветское время — Свердловское и Пермское. Первый президент РФ Борис Ельцин привез в Москву нескольких земляков. Преподаватель Уральского политехнического института Геннадий Бурбулис в 1991–1992 годах являлся первым вице-премьером и главным политическим советником президента. Второй секретарь Свердловского обкома партии Юрий Петров был главой кремлевской администрации, председатель Свердловского облисполкома Олег Лобов — вице-премьером, помощник секретаря обкома Виктор Илюшин остался на той же должности при президенте Ельцине.
Пермское землячество прославилось в 2008 году съездом в формате закрытой пафосной вечеринки в Государственном Кремлевском Дворце съездов. Среди почетных членов пермского землячества — летчик-космонавт Алексей Леонов. Попечительский совет землячества возглавляет министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Председатель правления — вице-президент ЛУКОЙЛа Андрей Кузяев. В землячество входят член правления, вице-президент ОАО «Уралкалий» Николай Яшин, губернатор Кировской области Никита Белых. Но даже несмотря на впечатляющий список земляков (хотя, наверное, самый выдающийся список был бы у Санкт-Петербургского землячества?), Пермское землячество не стало особо влиятельной структурой в Москве.
Как правило, землячествам отведена романтически-ностальгическая роль. Это подтверждают даже самые активные объединения «регионалов» в столице. Например, когда в 1998 году создавалось Новосибирское землячество, предполагалось, что оно будет решать такие задачи, как организация инвестиционных и коммерческих проектов, и даже создание при землячестве производственных структур, кадровой службы, которая бы содействовала трудоустройству бывших новосибирцев в Москве. «Но время внесло свои коррективы. За прошедшие годы выяснилось, что все такого рода задачи могут решаться и решаются непосредственно на рабочем месте, в рамках профессиональной деятельности каждого из нас. Жизнь показала, что наши земляки отличаются повышенной (по сравнению со средними жителями столицы) работоспособностью, высокой творческой активностью и приспособляемостью к сложным жизненным обстоятельствам. Именно поэтому многие из бывших новосибирцев состоялись как профессионалы и яркие личности», — сообщает сайт Новосибирского землячества www.novosibzemlya.ru.
Как рассказал на встрече с Издательским домом «Сибирь-Пресс» председатель совета Новосибирского землячества Виктор Косоуров, в реестре около 500 членов землячества, а в целом, по разным данным, — порядка 10 тысяч. «Жестко регламентированного членства нет. Когда шесть лет назад мы собрались на ставшие традиционными новогодние встречи, то нас было 80, на встрече 2010 года — уже 250. Встречаемся в Международном торговом центре, в Русском музее имени Пушкина, в помещении хора имени Александрова. Приглашаем актеров, сами готовим выступления. Неформально и весело проходят мероприятия. Есть свой гимн, медаль за заслуги перед новосибирским отечеством», — рассказал Виктор Косоуров. По его словам, землячество несколько изменилось за последние годы. Прежде оно состояло из людей умудренных, прошедших школу жизни. Сейчас это коммерсанты, вставшие на ноги, или ищущая молодежь, выпускники университетов.
По мнению генерального директора Центра политической информации (г. Москва) Алексея Мухина, землячества — это скорее система адаптации. «Были данные по поводу Свердловского землячества, которое еще Борис Ельцин лоббировал, затем было Украинское землячество, которое возглавлял Дмитрий Козак, затем называли влиятельным Челябинское землячество, в которое входили министры Виктор Христенко и Александр Починок (Виктор Христенко — министр промышленности РФ, Александр Починок — экс-министр труда и социального развития). Мне кажется, что все-таки это система адаптации. Но, кроме размытых слухов и невнятной информации о том, что кто-то там друг другу помогает, большого успеха эта идея не имела. Я подозреваю, что и сегодня вопрос с землячествами неактуален», — считает Алексей Мухин.
По словам политолога, регионы через представительства при президенте РФ, в Совете Федерации решают свои узко утилитарные проблемы, выбивая проекты. «Может быть, они рассчитывают на расширение этой площадки — как говорится, гуртом сподручнее батьку бить. Но на самом деле реальных механизмов для подобного объединения, а главное — мотивации нет. Слишком разноплановые интересы у групп внутри землячеств. Мотивация моментально исчезает, когда появляются бизнес-проекты с представителями других землячеств», — отмечает Мухин.