Дэвид Томас: «Мы бы предпочли иметь одного сильного дилера, чем двух слабых»

Компания Volvo стала объектом повышенного интереса после ее продажи китайской компании Geely и в связи с возможными метаморфозами в ее модельном ряду и дилерской сети. Помимо этого, Volvo оказалась одной из тех, кто пострадал от кризиса, — так, по итогам первого полугодия 2010 года компания уступает по продажам лидеру сибирского рынка премиум Audi в семь раз. О том, какие шаги планирует предпринять Volvo для улучшения своего положения на рынке, как изменится ее присутствие в Сибири и преобразуется ли модельная линейка компании, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал президент Volvo Cars Russia и председатель комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ) в РФ ДЭВИД ТОМАС.

— Как вы оцениваете текущую ситуацию на автомобильном рынке России? В какой стадии сейчас находится рынок? Можно ли утверждать, что мы снова стоим на пороге активного роста?

— Могу сказать, что рынок восстанавливается после кризиса. В начале года мы, как и другие производители, ожидали, что ситуация на рынке будет более или менее стабильна. Уже с апреля мы наблюдаем возрастающий тренд и по итогам 2010 года ожидаем роста в размере 15–17% для всего рынка. Основная часть этого роста должна прийтись на вторую половину года. И хотя еще рано говорить про 2011 год, я думаю, мы можем говорить о 2 млн проданных автомобилей в 2011 году в сравнении с 1,5 млн, проданными в 2009 году, и ориентировочно 1,7 млн, которые будут проданы в 2010 году. Позитивный тренд на рынке есть.

— Как вы оцениваете результаты продаж Volvo в России по итогам первого полугодия 2010 года? На какие результаты планируете выйти по итогам года?

— В сравнении со сложным 2009 годом в первой половине 2010 года мы констатировали стабилизацию рынка, которая продолжилась во втором полугодии. Так, уже по итогам июня, июля и августа мы наблюдаем значительный рост продаж. По крайней мере, каждый месяц этого периода демонстрирует рост более 100%. В связи с этим по итогам 2010 года мы ожидаем увеличения наших продаж с 7000 до 10 000 автомобилей.

— Поскольку многие импортеры закладывали незначительный рост по итогам 2010 года, испытываете ли вы проблемы, связанные с дефицитом тех или иных машин?

— Я бы не сказал, что это серьезная проблема, она скорее носит краткосрочный характер и связана с тем, что рынок просто восстановился быстрее, чем ожидалось. Поэтому предложение моделей, пользующихся спросом, будет увеличиваться по мере восстановления рынка.

— Осенью этого года вы выпускаете на российский рынок давно ожидаемую модель S60. Каковы ваши ожидания в отношении этой модели? Кого вы видите ее конкурентами на рынке?

— S60 — очень важный для нас продукт, и у нас в отношении него очень высокие ожидания. Седан S60 предыдущего поколения очень успешно продавался в России, в частности, было продано порядка 16–18 тысяч автомобилей этой модели. Учитывая большую приверженность покупателей S60, запуск нового поколения этой модели дает нам большие возможности. В 2010 году количество этих машин на Россию ограничено, а в 2011 году мы планируем продать более 3000 автомобилей S60. И это возвращает нас в премиумный сегмент, лидером которого мы являлись благодаря моделям S60 и S40. На рынке новая S60 будет прежде всего конкурировать с Audi A4, BMW 3-series и Mercedes C-Class.

— Какие изменения ожидаются в работе Volvo Cars Russia в связи с покупкой компании Volvo компанией Geely?

— В краткосрочном периоде никаких изменений в России не предвидится. Если же говорить о долгосрочном периоде, то нам представляется, что Geely прекрасно понимает, что такое развивающиеся рынки, и знает, какие возможности они сулят. Поэтому я думаю, что Geely будет заинтересована оставаться и укрепляться на российском рынке как перспективном и развивающемся. В перспективе можно ожидать новых моделей, которые будут специально ориентированы на российский рынок. Но пока об этом говорить рано, это долгосрочная перспектива.

Сибирские планы

— По итогам первого полугодия 2010 года марка Volvo существенно уступает по продажам в Сибири своим конкурентам: так, по данным АЕБ, Volvo продала практически в семь раз меньше автомобилей, чем лидер премиум-сегмента Сибири Audi, и в пять раз меньше, чем лидер премиум-сегмента России BMW. Вместе с тем еще до кризиса Volvo могла на равных конкурировать с лидерами рынка. С чем связана такая ситуация? Какие меры планируется предпринять для улучшения положения на рынке?

— На сибирском рынке у нас произошли существенные изменения в дилерской сети. В частности, у нас сменился дилер в Новосибирске (на смену «Автолэнду-Сибирь» пришла «СЛК-Моторс». —«КС»). Кроме того, сам регион в экономическом плане переживал не лучшие времена. Мы сейчас работаем с нашими действующими партнерами в Сибири, стараемся поддерживать их и обеспечивать наличие автомобилей в дилерских центрах. Например, в прошлом году внедорожник ХС60 был очень востребован в регионе, однако предложение машин было ограничено. Мы сейчас стараемся решить эту проблему, обеспечив наличие автомобилей как в Сибири, так и в Москве.

— Каковы ваши планы по расширению дилерской сети в Сибири?

— В Сибири мы достаточно представлены в Новосибирске, Тюмени, в какой-то степени также в Сургуте. Наши усилия по большей части будут направлены не на расширение сети, а на более интенсивную работу с существующими дилерами. Кризис внес коррективы в наши планы, иначе мы бы уже сейчас планировали открытие дилеров еще в двух или даже трех городах. Однако вследствие кризиса эти города пока не находятся в той стадии развития, которая оправдала бы наличие там официальных дилеров. Поэтому мы пойдем в те города, пусть и с задержкой на 2–3 года, когда удостоверимся, что экономическая ситуация в этих городах будет к этому готова.

— В начале 2010 года Volvo расторгла дилерский договор со своим дилером в Омске — компанией «Авалон». Годом ранее аналогичный шаг был предпринят вами в Омске в отношении компании Styer. Планируете ли вы в ближайшее время назначить нового дилера в Омске или хотя бы авторизовать сервисного партнера?

— Сейчас мы ведем в Омске переговоры с несколькими кандидатами, проявившими заинтересованность. В целом хочу отметить, что Омск, как и Томск, является для нас одним из первоочередных городов, однако многое зависит от выбора правильного партнера. Любой сервис мы рассматриваем как промежуточный шаг к получению полноценного дилерства. Мы бы не хотели поддерживать партнера, который взялся бы за сервис и не был бы способен стать нашим полноценным дилером.

— Вообще входит ли в планы Volvo иметь в городах-миллионниках более одного дилера?

— Входит, но только в долгосрочном периоде. Для этого нужно быть уверенным, что текущий дилер работает хорошо и занимает прочные позиции. Если не брать в расчет Москву и Санкт-Петербург, то Екатеринбург — пока единственный город, где у нас функционируют два дилера. Это дилеры, которые уже давно присутствуют в бизнесе, поэтому с ними легко работать. В целом мы бы предпочли иметь одного сильного дилера, чем двух слабых.

— В настоящее время осталось не так много производителей, работающих с партнерами по субдилерской схеме. Верна ли информация о том, что Volvo прекращает работу по субдилерской схеме, и отныне все субдилеры должны или становиться дилерами, или прекращать сотрудничество с маркой? Если да, то с чем это связано?

— Информация верна. По мере своего развития мы обнаружили, что нам становится очень сложно работать с субдилерами. Отчасти это связано с тем, что в отличие от дилеров у нас нет с ними прямого взаимодействия (работа с субдилерами ведется через ключевых для компании дилеров в Москве, которые поставляют субдилерам автомобили. — «КС»). Год назад мы приняли решение постепенно отказаться от такой схемы. Не затем, чтобы отсечь субдилеров, а затем, чтобы посмотреть на города, где у нас есть субдилеры, и если город нам интересен, подумать, готовы ли наши партнеры в течение 2–3 лет стать дилерами.

— Сейчас у Volvo есть субдилеры в Томске и Кемерове. Они планируют стать дилерами?

— Я воздержусь комментировать ситуацию по конкретным партнерам, но в Томске мы точно хотим видеть дилера. В Кемерове и Барнауле тоже, но лишь в долгосрочном периоде.

— Имеют ли действующие субдилеры преимущества в тендерах на дилерство?

— У любого субдилера есть естественно обусловленные преимущества для того, чтобы стать дилерами, но лишь при наличии правильно составленного плана, то есть это не происходит автоматически.

— Означает ли отказ от субдилерской схемы то, что отныне Volvo будет работать с партнерами напрямую, минуя «якорных» столичных дилеров в лице ГК «Независимость» и ГК Musa Motors?

— Да.

— В условиях кризиса некоторые импортеры пересмотрели свои отношения с дилерами в сторону смягчения вопросов с оплатой консигнаций и уменьшения необходимых затрат на возведение дилерских центров. Какие изменения претерпели ваши условия работы с дилерами за последнее время?

— На тактическом уровне мы должны были стать более гибкими как с точки зрения количества машин в наличии, так и с позиций устанавливаемых нормативов. В разгар кризиса год назад это было нелегко, так как все изменения происходили достаточно быстро. Выходя из кризиса, мы считаем главным стабильность и последовательность работы с дилерами, понимание ими нашей стратегии и наличие у них своей стратегии, согласованной с нашей. Это лучшее, что мы можем сделать в этот период, чтобы наши дилеры были с нами, и мы шли рука об руку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ