Градус пошел вверх

Как и в прошлом, кризисном, году, в текущем, посткризисном, производство крепкого алкоголя в Сибири показывает неуклонный рост. Все опрошенные «КС» руководители ликероводочных заводов заявили о готовности продолжать наращивать производство и выходить на рынок с новыми торговыми марками. При этом наибольший интерес участников алкогольного рынка вызывает работа в среднем и премиумном ценовых сегментах.

Год ценовых минимумов

Для рынка крепкого алкоголя 2010 год ознаменовался введением ряда знаковых ценовых ограничений, существенно повлиявших как на производителей, так и на оптовых покупателей. 1 января 2010 года Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка установила в стране минимальную розничную цену на водку. С этого времени емкость горячительного объемом 0,5 литра нельзя купить в магазинах дешевле 89 рублей. Цель меры — исключить из продажи дешевый и некачественный алкоголь.

1 июня власти вводят минимальную розничную цену на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 градусов. Таким образом, минимальная цена за 0,5 литра ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью от 28% до 29% составила 65 рублей, крепостью до 56% — 125 рублей и крепостью до 95% — 213 рублей. По словам генерального директора компании «Алина» Бориса Горбачева, этим шагом власти отсекли от рынка суррогатные «настойки», продававшиеся после установления минимальных цен на водку ниже 89 рублей.

Уже через месяц, 1 июля, были установлены минимальные цены на водку для производителей и оптовиков. Для производителей это 70 рублей за 0,5 литра готовой продукции, для оптовых организаций, закупающих водку как на территории России, так и за границей, — 77 рублей.

И, наконец, 1 августа вступил в силу приказ Росалкогольрегулирования, установивший минимальную цену на этиловый спирт из пищевого сырья в размере 59 рублей за литр.

«Наконец-то началось регулирование отрасли. Минимальные цены — эта та мера, о необходимости введения которой все говорили более пяти лет, но реализовать которую удалось только сейчас — за что отдельное спасибо Росалкогольрегулированию», — отметил в интервью «КС» председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Неуклонный рост

Несмотря на продолжающиеся кризисные явления в целом ряде секторов сибирской экономики, алкогольный рынок показывает неуклонный рост темпов производства и продаж. Причем динамика выше общероссийской. Так, по итогам прошлого года сибирский рынок крепкого алкоголя показал рост в 2% (было произведено 15,96 млн декалитров водки и ЛВИ), в то время как выпуск водки и ликероводочных изделий в стране снизился на 7,3%. Тогда наибольший рост показали Новосибирская область (в 2,7 раза, что связано с запуском нового предприятия ЗАО «Сибирский ликероводочный завод» (компания «Русский алкоголь»), Республика Алтай (27%), Красноярский край (22%), Кемеровская область (15%). Согласно обнародованной отчетности Кемеровостата, с января по июль 2010 года в Кузбассе было произведено 1,59 млн декалитров водки, что на 17% больше, чем за аналогичный период 2009 года. В Новосибирской области за это же время производство выросло на 24,5%. А в Красноярском крае за восемь месяцев было произведено 635 тыс. декалитров — это на 98% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рост производства продукции констатируют и все опрошенные «КС» представители сибирских ликероводочных предприятий.

Мы полностью восстановили объемы производства и продаж и даже выросли по отношению к прошлому, кризисному, периоду. По данным исследовательского агентства AC Nielsen, совокупная доля брендов «Пять озер» и «Кедровица» выросла с кризисных 2,89% до нынешних 4,43%», — комментирует руководитель пресс-службы «Алкогольной Сибирской группы» (бывший «Омсквинпром») Вадим Березиков. Эта компания — третий игрок по объемам производства водки в России (после «Русского алкоголя» и «Синергии»): по итогам первого полугодия 2010 года она произвела более 2,4 млн дал, выручка составила 4,9 млрд рублей.

«В нашей компании и во время кризиса наблюдались рост объема производства и продаж, расширение рынков сбыта продукции как в Красноярском крае, так и за его пределами. Поэтому можно говорить о том, что кризиса в производстве и продажах мы никогда не ощущали. Сейчас, как и прежде, доля нашей компании на краевом водочном рынке составляет 20%. И с каждым годом она не уменьшается, а только растет», — восклицает генеральный директор ООО «Шушенская марка» Виктор Иванов.

А генеральный директор новосибирской компании «Витта» Татьяна Буденная только с введением минимальных цен на водку для производителей и оптовиков отмечает рост объемов производства своего предприятия на 20% — с 25 до 30 тыс. декалитров в месяц. По ее ожиданиям, до конца года выпуск продукции «Витты» вырастет еще на 5%.

Динамично возвращается в рынок и остановленный в кризис новокузнецкий производитель ЛВЗ «Кузбасс». «На сегодняшний день предприятие загружено на 30%. Планируется, что к середине 2011 года мы достигнем максимального уровня загрузки мощностей. Сегодня мы выходим на рынок Кузбасса, в ближайшей перспективе — присутствие во всех соседних регионах Сибири», — говорит заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЛВЗ «Кузбасс» Вадим Мельник.

По словам Бориса Горбачева («Алина»), рост производства на предприятиях мог бы быть еще выше, не будь банкиры столь нерасторопными. «Я вижу явное недофинансирование отрасли со стороны банковского сектора. С банками стало очень сложно работать. Простой пример. В конце прошлого года мы закупили две новые технологические линии. Смонтировали их, но без заемных средств запустить не смогли. С мая вели переговоры с банками на предоставление кредита в размере до 10 млн рублей. И только сейчас, в конце сентября, мне пообещали, что деньги будут даны. Теперь появилась надежда, что в ноябре мы эти линии запустим», — рассказывает господин Горбачев. Линия позволит «Алине» увеличить производство водки с 200–300 тысяч бутылок в месяц до 700–800 тысяч.

Активный средний

На фоне уменьшения доли нелегального оборота крепкого алкоголя после введения минимальных цен на продукцию ЛВЗ и резкого роста конкуренции в сегменте экономкласса крупные сибирские компании все больше начинают ориентироваться на средний и премиумный ценовые сегменты. Предприятия стараются производить водку в ценовом диапазоне от 125 до 150 рублей. «Крупные игроки понимают, что конкурировать с некачественными продуктами бесперспективно. Да и маржинальность на дешевой водке ниже. В условиях растущих доходов населения наибольший интерес сегодня вызывает более дорогой, а значит качественный продукт», — отмечает Мельник. В начале сентября генеральный директор иркутского ОГУП «Центр контроля качества» Инга Колесова заявила, что 23% алкогольной продукции в Иркутской области не соответствует требованиям качества и безопасности.

«Ставка на качество — это посткризисная тенденция», — определяет явление директор ЛВЗ «СТС» (Алтайский край, бренд «Ворсинъ») Павел Цицилин. Например, «СТС» не только взяла ориентир на производство продукции более дорогого сегмента, но и выходит сейчас с предложениями, у которых или совсем нет, или очень невысокая конкуренция. Так, компания недавно вышла на рынок с настойкой «Вискарь золотой», аналогов которой, по словам господина Цицилина, на рынке Сибири нет: «Это и не виски, и не водка. Это совершенно новый продукт, который стоит в два раза дешевле виски (порядка 190 рублей)».

Если в период экономического кризиса премиумный водочный сегмент в стране сократился на 15–20% — до 2,3 млн дал, то в 2010 году рынок премиумной водки вырос примерно на 5% к уровню прошлого года и сейчас составляет около 2,5 млн дал в натуральном выражении.

По словам господина Горбачева, в ближайшей перспективе успех на рынке будут иметь не те компании, которые больше всего производят продукции и наиболее известны, а те, кто удерживает высокое качество. «Когда-то на новосибирском рынке работал такой безусловный лидер, как «ВИНАП». Но стоило ему буквально два месяца поработать на плохом спирте, как от него все отвернулись, продажи упали, а компания оказалась банкротом», — приводит назидательный пример Горбачев.

При этом тенденцией сегодняшнего дня является стремление производителей укрепить позиции в той нише, в которой они уже успешно работают. «Сегодня залезть в чужую нишу гораздо сложнее, чем удержаться в своей», — констатирует Цицилин.

Брендопад

Еще одной важной посткризисной тенденцией стало обновление портфеля торговых марок практически всеми крупными производителями крепкого алкоголя. Самой громкой новостью стало появление у «Алкогольной Сибирской группы» нового водочного бренда в премиумном сегменте — «Хаски» (стоимость от 240 рублей за 0,5 л). Как рассказал «КС» Вадим Березиков, в ближайшее время «Хаски» появится на полках магазинов трех тестовых регионов. По словам участников рынка, этот бренд омская компания приобрела у московской ГК «Алконост». В настоящее время в компании рассматривается возможность выпуска нового продукта среднеценового сегмента, так называемого mass-market. Название продукта не раскрывается.

Новосибирская «Витта» в начале июля запустила в среднем ценовом сегменте новую водочную торговую марку «Ручей» («Ручей горный» и «Ручей хрустальный»), а также провела ребрендинг водки «Алмаз». А новокузнецкий «Кузбасс», по словам Вадима Мельника, каждую неделю выводит на рынок или новые бренды, или обновленные старые. Большие надежды компания связывает с выводом в конце года новой торговой марки «Византия».

«Обновление брендов — это естественный процесс. Любая нормальная компания должна обновлять ассортимент постоянно — освежать старые марки, выводить новые. Потребитель должен видеть, что компания не стоит на месте и ориентирована на выпуск новых качественных продуктов», — убежден Павел Цицилин.

Ожидание чего-то нового

Рынок крепкого алкоголя уже несколько лет ожидает новых законов и правительственных распоряжений, которые до неузнаваемости изменят правила игры на рынке. И федеральные власти каждый год оправдывают эти опасения. Как непонятно было в 2005 году, что произойдет с рынком после введения поправок в закон о регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливающих минимальный уставный капитал для производителей не менее 50 млн рублей, а в 2006 году — что станет с рынком после введения системы ЕГАИС, так и сегодня участники рынка ждут самого страшного от новых правительственных инициатив. По словам Дмитрия Доброва, с 2011 года планируется реализация норм, которые заложены в проекте поправок к 171 ФЗ. «Это и ограничение на розничную продажу алкоголя, и лицензирование транспортных перевозок, и ряд других мер. Кроме того, планируется ввести единый акциз на спирт и алкогольную продукцию с его уплатой потребителем спирта, — перечисляет Добров. — Эти меры накладываются на те рыночные процессы, которые объективно идут в отрасли уже не первый год. Это консолидация рынка и сокращение числа операторов».

«Насколько я знаю, сейчас идут разговоры о том, чтобы налогообложение предприятия напрямую зависело от его мощности», — говорит Горбачев. Татьяне Буденной известно, что планируется установить минимальный размер складских площадей для оптовых компаний не менее 1 тыс. кв. метров. «Мы ожидаем лихорадки на рынке. Если это требование будет реализовано, оптовики начнут экстренно сбрасывать продукцию, что, безусловно, скажется на рынке», — уверена Буденная.

Вадим Березиков видит перемены на рынке и в том, что в 2011 году у многих дистрибьюторов заканчивается срок лицензии. Продолжить работу на рынке смогут далеко не все. «В связи с этим меняются требования к дистрибьюторам, и, очевидно, может измениться и сама дистрибьюторская сеть», — предполагает он.

Больших перемен для себя производители ждут и от желания властей увеличить минимальные розничные цены на крепкий алкоголь. Так, главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко недавно предложил увеличить цены на водку до 300 рублей. Что в одночасье это будет сделано — сомнительно, но что уже в январе 2011 года минимальная цена возрастет до 110–120 рублей — очень вероятно. Эта мера может вызвать рост нелегального сектора крепкого алкоголя, который сегодня Росалкогольрегулирование оценивает в 30%. «Ну не готовы еще русские люди тратить на водку ни 200, ни 300 рублей», — разводит руками Борис Горбачев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ