Первый за Уралом

Миниатюра для: Первый за Уралом

Новосибирск — большой современный мегаполис с покушениями на столичность, во многом обоснованными: есть большой оперный театр, симфонический оркестр, метро, зоопарк, Академгородок, университет, много чего еще. Для полного и окончательного утверждения столичного статуса не хватало музея современного искусства. В любой уважающей себя столице, причем не только европейской, есть хотя бы один музей или центр современного искусства. На территории России такие музеи есть в Калининграде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Не считая Москвы и Петербурга. И Перми, разумеется, но это отдельный разговор. Теперь будет и в Новосибирске.

Сибирский центр современного искусства открывается 23 сентября как филиал Новосибирского государственного краеведческого музея. Центру отдано 300 квадратных метров в залах музея, расположенных на Вокзальной магистрали. Директор Краеведческого музея Андрей Шаповалов не то чтобы страстный поклонник современного искусства — скорее, профессионал-прагматик, понимающий, что современное искусство вписывается в концепцию современного музея, привлекающего и молодежь, и взрослую публику.

СЦСИ создается как частно-государственное партнерство, директором центра назначена Анна Терешкова, 10 лет руководившая собственной галереей «Старый город». За это время в «Старом городе» выставлялись практически все заметные сибирские художники — от классиков Николая Грицюка и Андрея Поздеева до молодежи. Как говорит сама Терешкова, до современного искусства она «дозрела» не сразу — сначала проекты были единичными: на «Арт-Москве» она выставляла видеоинсталляцию Дмитрия Булныгина «Под юбкой», показывала цифровое искусство Владимира Мартынова, в прошлом году представляла часть коллекции Пьера Броше. Моментом истины стала прошлогодняя «Интерра» — за месяц была сделана выставка «Смотри!» в недостроенном здании театра Афанасьева, собравшая самых известных сибирских авторов. Профинансировал выставку муж галеристки — бизнесмен Дмитрий Терешков, сделав ей такой подарок на день рождения. Посыл у Терешковой был простой: почему работы новосибирских художников «Синие носы» можно увидеть в Москве и в Бильбао, а в родном Новосибирске нет места, где их выставляют? «Синие носы», самый известный новосибирский арт-бренд, действительно последние шесть–семь лет выставлялись в Новосибирске спорадически и на маргинальных площадках. В прошлом году выставка «Смотри!» показала их масштабную ретроспективу — и для большинства новосибирцев это стало открытием. Кроме «Носов», в выставке участвовали омич Дамир Муратов, бывший новосибирец Дмитрий Булныгин с видео, фотограф Евгений Иванов — и эффект оказался весьма существенным! Выставка затем была показана в Омске и Кемерове, сейчас ее ждут в Тюмени. Андрей Шаповалов говорит, что именно после этой акции, мощно ударившей по нашему достаточно ретроградному в культурном отношении городу, он стал думать, как организовать при Краеведческом музее Центр современного искусства.

Идею создания Центра поддержало министерство культуры области; после долгих попыток найти подходящую площадку выбор был сделан именно в пользу залов Краеведческого музея. Как говорилось выше, Центр — пример частно-государственного партнерства: площади — от государственного музея, финансы будет привлекать созданный Фонд поддержки современного искусства. Практика обычная во всем мире. В России в последние годы бизнес вкладывается в современное искусство очень активно — «Винзавод», «Гараж», многие другие центры и галереи… За Сибирским центром современного искусства пока стоят средства опять же супруга и единомышленника будущего директора Дмитрия Терешкова, но не исключено, что и другой бизнес понемногу подтянется. Первая ласточка — поддержка Альфа-Банком медиаинсталляции Дмитрия Булныгина, которая открывается на площади Ленина, в двух шагах от здания «Сибирского Колизея»: на потолок выстроенного павильона в виде красного куба будет проецироваться видео — четыре балерины, танцующие под техно-аранжировку Чайковского. Балерины сняты с очень неожиданной точки зрения. Тот, кто видел на «Смотри!» «Теннисистку», поймет, с какой именно. Инсталляция открывается в день начала в Новосибирске гастролей Парижской национальной оперы с балетом «Пахита» и представляет собой некий оммаж классическому искусству.

Сам же СЦСИ будет открыт в рамках «Интерры» 23 сентября выставкой «Интернационал 4.0», в которой участвуют основные фигуры сибирского искусства: «Синие носы», Дамир Муратов, австриец Лукас Пуш. Выставка представляет Сибирь как некую утопию, плавильный котел народов, национальностей и идеологий, некий новый Интернационал. Для Муратова Сибирь — Новая Америка, для Лукаса Пуша — Новый Гаити, а он сам — наследник Поля Гогена. «Синие носы» показывают программу сиквелов, приквелов и римейков интернациональной кино- и телепродукции. В трехдневной программе открытия — перформансы кемеровского театра «Ложа» и Олега Жуковского, спектакль мастерской «Ангел Копуста». Кроме выставки в Центре, запланирована видеопрограмма коротких фильмов на городских экранах.

Дальнейшие планы работы СЦСИ верстаются. В задачах центра — знакомство публики с современным искусством, российским и зарубежным, поддержка и продвижение сибирских художников, работа с молодыми авторами, просветительская деятельность, организация междисциплинарных проектов, не вписывающихся в коммерческий формат, — музыкальных, театральных, литературных. Есть уверенность, что СЦСИ станет новым сильным игроком на культурном поле города и региона. Хотя бы потому, что это первая подобная институция по нашу сторону Урала.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ